Казахстан, г Семей (Семипалатинск), ул. Найманбаева, 110, каб. 220. Тел. (8-7222) 674-000 
 О компании  Услуги  Статистика  1С: Предприятие 7.7
 

Погибшие храмы

Никто, зажегши свечу, не покрывает ее сосудом, или не ставит под кровать, а ставит на подсвечник, чтобы входящие видели свет.

От Луки Евангелие

Их было много в нашем городе - храмов, свечами взметнувшихся в прииртышское небо и несших людям свет Православной веры. Ставились они основательно, на века, разрушены же были почти в одночасье злой волей человеческой. Или нечеловеческой. Ведь невозможно, будучи в здравом уме, хладнокровно уничтожить деяния рук своих пращуров. "Не жаль мне, не жаль мне растоптанной царской короны. Но жаль мне, но жаль мне разрушенных белых церквей", - писал русский поэт Николай Рубцов. Кто-то скажет, что все это уже в кошмарно далеком прошлом и не стоит-де его ворошить. Какое опасное заблуждение! Здание погибшего собора можно и нужно восстановить, но построить храм в своей душе значительно трудней. Ибо храмы в душах людских искоренялись с лукавым умыслом - навсегда.

Так уж получилось, что печальный список погибших церквей открыла самая первая в Семипалатинске церковь. Она носила имя Антония и Феодосия Печерских и возведена была одновременно с крепостью Семипалатинской в начале восемнадцатого века. При пожаре она сгорела. Но причиной тому был слепой случай, а не осознанное действие.

Иначе произошло со Знаменским собором - самым старым каменным храмом города. Заложен он был 15 августа 1777 года и построен на народные пожертвования. Имел три придела, десять колоколов, главный из которых весил ровно 161 пуд 5 фунтов. При храме находилась известнейшая в городе икона Знамения Божьей Матери, называемая Семипалатинско-Абалацкой. К нам она попала еще в 1720 году из Тобольского Абалацкого монастыря. С ней связано немало сказаний, преданий и чудесных исцелений. Не раз и не два молился пред ее пречистыми очами Федор Достоевский, пять долгих лет тянувший в Семипалатинске солдатскую лямку.

Знаменский собор был выстроен крестом, три входные двери (западные, южные и северные) впускали верующих в сердце храма. Стоял он неподалеку от женской гимназии (в советское время - здание зооветинститута). В начале тридцатых (предположительно в 1931 году) в соборе прошла последняя служба. Неуклюжей мотивировкой для закрытия послужила близость военного гарнизона. Иконы и иконостасы впоследствии передали Воскресенской церкви. К сожалению, именно тогда бесследно исчезла чудотворная икона Знамения Божьей Матери, ставшая символом православного Семипалатинска. Ну а в самом здании собора был устроен клуб для военных. В 1934 году собор разрушили.

Церковь Святого Александра Невского.На берегу Иртыша, примерно там, где сейчас дворец творчества детей и молодежи, сияла своим великолепием церковь Святого Александра Невского. Строили ее в 1882 -1890 годах на средства семипалатинского купца Ф. П. Плещеева. И надо же было такому случиться, что по соседству с храмом разместилось ОГПУ. Тогдашнему чекистскому руководству церковь, похоже, мозолила глаза. И в 1929 году ее закрыли. А в крепких стенах организовал и клуб. Угадайте, чей? Правильно - для сотрудников ОГПУ. А еще через несколько лет от церкви осталось только ровное место да легенда. Будто бы, когда сносили белокаменную красавицу, случилось явление грозного Архангела Михаила, и разрушители в страхе разбежались. Завершать черное дело пришлось другой команде безбожников. И была та легенда своеобразным народным протестом против разрушения храма.

В самом центре города на добровольные пожертвования горожан в 1899 -1901 годах (закладка состоялась чуть раньше) возвели Никольскую церковь. После закрытия старейшего семипалатинского храма - Знаменского - статус собора перешел к ней. Никольский убивали постепенно. Еще в 1922 году оттуда вывезли 69 серебряных предметов общим весом почти в три пуда. Сделано это было под видом помощи голодающим, что хоть как-то оправдывает тогдашних вершителей человеческих судеб. Но чем оправдать решение президиума горсовета о запрещении на подведомственной ему территории колокольного звона (1934 год)? А еще через два года Никольский собор был стерт с лица земли. Кирпич, полученный от разборки стен (800 тысяч штук), передали "Стройтресту", а кирпичный щебень и мусор пошли на засыпку ям и мощение улиц. Там, где возвышался собор, встали тополя. Парк Ленина увеличил свою площадь. В Никольском соборе хранилось много духовных и культурных ценностей, главными из которых, несомненно, являлись икона Николая Чудотворца в прекрасном серебряном окладе и уникальное в своем роде Евангелие, имевшее переплет из того же серебра. Дальнейшая их судьба неизвестна.

На левом берегу реки Иртыш, недалеко от Киргизской православной миссии (впоследствии - топографический техникум, сейчас - храм и женский монастырь при нем) в 1895 году была заложена Благовещенская церковь. Строилась она с затяжкой из-за постоянной нехватки средств. По некоторым сведениям энтузиасты-подвижники из числа верующих устраивали шествия с иконой Святого Пантелеймона и таким образом собирали пожертвования на строительство. Увы, на внешнюю отделку и устройство отопительной системы денег так и не удалось наскрести. Сложенная в византийском стиле Благовещенская церковь стала настоящим украшением левобережного Семипалатинска. Закрыта она была в начале тридцатых годов. Над дверями приколотили вывеску, возвещавшую, что теперь здесь находится клуб Турксиба имени товарища И. В. Сталина. В 1936 году здание подверглось уничтожению. Кирпич пошел на строительство шерстомойки (потом - фабрики ПОШ), а подвалы некоторое время еще использовали под овощехранилище. Одна из прихожанок Благовещенской церкви, дожившая до наших дней, вспоминала о таком случае. Сбрасывать кресты с куполов вызвался некий сцепщик вагонов из числа самых ярых активистов. Пребывал он в каком-то болезненно-приподнятом настроении, возможно, приняв "на грудь" для храбрости. Все время громко смеялся, богохульничал и зазывал народ себе на подмогу. Однако желающих идти к нему в помощники не оказалось. Тогда он сам сбросил кресты и затем принялся бахвалиться: вот, мол, глядите, ничего со мной не случилось. А на следующий день с горки скатился вагон и пришиб мужика насмерть.

Были в городе и так называемые домовые церкви - при Киргизской православной миссии, тюрьме (в память иконы "Всех Скорбящих Радость"), мужской гимназии (в честь Сергия Радонежского), учительской семинарии (во имя Святого Иннокентия Иркутского). Их также постигла печальная участь. В тюрьме, например, на месте церкви появилась камера № 36, где сидела известная писательница Галина Серебрякова.

Драматична судьба церквей на Святом Ключе, что рядом с городом. Сначала там стояла каменная часовня, построенная на средства купца Ф. П. Плещеева. Впоследствии ее разобрали. Причиной тому могли быть пески, на которых она стояла. Часовня рисковала "утонуть" или "поплыть" на сыпучем грунте. Тот же Федор Петрович Плещеев выделил необходимую сумму, и в 1899 - 1904 годах была выстроена деревянная церковь о трех приделах, причем центральный назвали в честь Знамения Божьей Матери.

В 1903 году на Святом Ключе возникла монастырская община. Через девять лет она была преобразована в Знаменский женский монастырь, где проживало в трудах и молитвах до ста православных сестер-монахинь во главе с матерью Екатериной - настоятельницей строгой, но справедливой. Над самим же источником сначала был установлен навес, под которым размещались иконы. При пожаре он сгорел. И тогда на средства павлодарского купца Артемия Ивановича Дерова прямо над Святым Ключом мастера выстроили изящную деревянную часовню. При монастыре постоянно жили девочки-сироты. Юные воспитанницы учились грамоте и приобретали навыки ремесел. Нацинальность при этом совершенно не имела значения. Во главу угла прежде всего ставилось милосердие.

Решением президиума Семипалатинского губисполкома в 1921 году монастырь был закрыт. По рассказам верующих аккурат на Вербное воскресенье за местным священником отцом Ильей пришли люди с винтовками. В храме шла служба, и прихожане упросили суровых представителей новой власти1 подождать до ее окончания, в результате чего отца Илью удалось спасти. Он переоделся в женское монашеское облачение и, выйдя из храма вместе с монахинями, скрылся. Сами же монахини были переданы в ведение губздрава для ухода за больными и немощными. Словечко "переданы", конечно, больше подходит для бездушных вещей, чем для Христовых невест, но таков уж язык у партсовноменклатуры, классикой здесь и не пахнет. На месте монастыря решено было организовать сельхозартель с выделением пахотных и сенокосных земель и устройством при ней богадельни. Но с официальной регистрацией вышла некоторая заминка. Монахини с настоятельницей у советских чиновников почему-то считались нетрудовым элементом, а послушницы с монастырской обслугой - трудовым. Свято ключевская сельхозартель была зарегистрирована лишь после изгнания "представительниц чуждого класса". В 1922 году власти артель похвалили за хорошую работу, а через месяц всех разогнали. Аргументы были "неотразимыми": очаг заразы, укрывательство контрреволюционных элементов. 29 мая на руинах сельхозартели был открыт дом отдыха "Красный Ключ". Правда, церковь продержалась несколько дольше -до января 1930 года. За три месяца до этого по утверждению не покинувших обжитые места монахинь одна из икон в храме вдруг озарилась невиданным светом, что было воспринято как роковой знак свыше. Имущество церкви передали в Воскресенскую церковь. Но, очевидно, далеко не все. Краевед Валерий Колбин встречался с жительницей села Старая крепость, в тридцатые годы работавшей в организации, занимавшейся приемом вторсырья. В утиль тогда сдавалось немало церковной утвари. Набожная женщина тайком раздавала верующим людям кое-что из этих вещей. "За то меня Господь и милует", - частенько говаривала она близким. Кстати, прожила она восемь десятков лет.

По данным историка-краеведа Виктора Кашляка, за один только 1929 год в Семипалатинском округе (бывшая губерния) было закрыто и частично уничтожено 70 церквей и мечетей. Не дай Бог повториться подобному кощунству. Тогда уже нам никогда не восстановить храм в своей душе.

Р.S. Автор выражает искреннюю благодарность семипалатинским музеям Ф.М.Достоевского и краеведческому, краеведам В. Кашляку и В.Колбину, а также настоятелю Воскресенского храма отцу Федору за предоставленные материалы, помощь и содействие.

Евгений ТИТАЕВ,
Опубликовано в журнале "Простор", № 11 за 1996 г.
Публикуется с разрешения автора
 

Общие сведения

Обзорная статья о городе
Герб Семипалатинска
Новости города
Органы власти

Статистические данные
Flash-карта города
Интернет-карта Семипалатинска

GOOGLE

История

Статус города 
О Семипалатинской крепости

Погибшие храмы
 

Культура

Библиотека им. Абая  
Биологический центр
Зоны отдыха

Образование

Медицинская академия
Университет "Семей"

Фотогалерея

Семипалатинск. 2008 г 
Видеогалерея Семипалатинска
 
Семипалатинск. 2006 г
 
"Зона отдыха около Шульбинской ГЭС. Июль 2005 г."

Озеро Алаколь. Лето 2005 г.
 

Весна-лето 2005 гг. 
Зимний Семипалатинск. 2004-2005 гг.
Современная архитектура Семипалатинска
Фотогалерея. 2004 г.
Лики города 
Лики города 2
 
Лики города 3
 
На улицах города

Ночной Семипалатинск 
2003 г. 
1 июня 2003 г. 

Архитектура

Губернаторский дом
Дворец бракосочетаний
Дворец молодежи
Здание штаба Восточного военного округа
Здание театра
Площадь им. Абая
Подвесной мост через р. Иртыш Ч2   Ч3
Ямышевские ворота

Гостиницы

"Бинар" 
"Евразия"

"Иртыш"
 
"Семей"

Религия

Воскресенский собор
Женский монастырь 
Часовня Николая Святителя
Мечети 

Церковь евангельских христиан баптистов

Музеи

Музей заповедник Абая:
1. "Жидебай — Борили"
2. Дом-музей Абая
Историко-краеведческий музей 
Литературно-мемориальный  музей Ф. М. Достоевского 
Mузей изобразительных искусств имени семьи Невзоровых
Музей полиграфии 

Монументы

Памятник Абаю
Сквер памятников истории 
Стела в честь 250-летия Семипалатинска
 
Знак "Центр Евразии"

Рестораны

"Дастан" 
"Дон Кихот" 
"Елки-палки"

ПАРТНЕРЫ

© 1998-2009. ТОО "SemeyNet". Все права защищены.