Ул. Найманбаева, 110, каб. 220. Тел. (8-7222) 674-000.  webmaster@semsk.kz  

 
 О компании  Услуги  Статистика  1С: Предприятие 7.7

 

 
НАШ ГОРОД
Новости
Фоторепортажи
Архив новостей
О Семипалатинске
Интернет-карта
Форум  
Гос. закупки
Недвижимость  

УСЛУГИ
Телефонная связь
Подключ. к Интернет
Передача данных
Разм. информации
IP карты
Карты оплаты

КОМПЬЮТЕРЫ
Вирусы
Программы
Сообщи SMS

РАЗВЛЕЧЕНИЯ
Гороскоп
Галерея Валледжо
Галерея Келли


Рейтинг@Mail.ru



.
Даешь свободу дошкольникам?

Это только кажется, что дошкольникам до школы - как до Луны. Еще вчера мама не успевала покупать подгузники, а уже завтра покупает первый ранец. Но вот с каким именно багажом малыш придет в школу, кто и где будет заниматься его подготовкой и воспитанием, по каким канонам и принципам? Между тем в ближайшее время детские учреждения ожидают глобальные перемены. Сегодня уже близится к завершению разработка и утверждение новой Концепции дошкольного образования. О ней наш разговор с директором Семипалатинского филиала Республиканского центра «Дошкольное детство» Ниной Леонидовной ТАТАУРОВОЙ.

- Говорят, грядущая реформа дошкольного воспитания в корне переворачивает сам подход к воспитанию маленьких детей. Отныне все будет не так, как было. А как будет?

- При министерстве образования и науки работает Республиканский центр «Дошкольное детство», у которого есть четыре региональных филиала. Всеми подразделениями Центра отработаны новые образовательные стандарты по всем возрастам дошкольников - раннему (от рождения до трех лет), среднему (от трех до пяти лет) и старшему (от пяти до шести лет). Основные параметры обсуждаемого стандарта - это отказ от регламентирования учебных занятий. Отныне мы вообще отказываемся от былых понятий «знания», «умения», «навыки». Теперь ставится совсем другой акцент - на формирование других умений, которые мы называем компетенциями.

- Что это означает?

- Над ребенком не будут висеть узкие и строгие каноны того, что он должен знать и уметь. Вместо этого вводятся ключевые компетенции и жизненные навыки, определяющие готовность ребенка к обучению в школе. То есть для нас важно то, чем ребенок в целом должен овладеть на уровне своего возраста. Ну, вот смотрите: от рождения до трех лет малыш должен овладеть такими компетенциями, как здоровьесберегающая (то есть иметь основные представления о здоровом образе жизни), познавательная, творческая и коммуникативная. По этой же схеме идет переход к среднему дошкольному возрасту. Только к прежним компетенциям здесь добавятся информационная, языковая, сенсорно-двигательная, социальная, художественно-эстетическая и так далее.

- Вряд ли эти психолого-педагогических термины добавят ясности обычным родителям в вопросе: как и чем будут заниматься малыши в детских садах, что конкретно изменится в садовской жизни?

- Теперь в дошкольных учреждениях не будет базового учебного плана, в соответствии с которым сегодня работают все воспитатели. Ведь сейчас, несмотря на то, хотят дети или не хотят, могут - не могут, они все в обязательном порядке выполняют то, что требует от них воспитатель - сегодня все одновременно будут рисовать квадрат, завтра – лепить колобок. По новой же Концепции дошкольного образования вводятся лишь ориентировочные требования к ребенку, которые учитывают его возможности по тем компетенциям, которые мы уже назвали.

По каждой такой компетенции воспитатель будет работать с так называемыми «индикаторами» - специальными картами, куда на каждого ребенка вводятся сведения о том, как малыш развивается в каждом из направлений. Дело в том, что в структуру 12-летнего школьного образования введено понятие «портфолио» - то есть сведения обо всех достижениях и наработках ребенка. Индикаторы в дошкольных учреждениях - это аналог школьного портфолио. Только цель у нас другая - проследить достижения по всем отраслям: как ребенок умеет решать поставленную перед ним задачу, как строит взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, какие у него сложились ценностные понятия.

- То есть в детских садах не будет занятий с детьми?

- Это не будут занятия в том виде, как сегодня. Старой обязательной, регламентированной форме приходит на смену игровая поисковая самостоятельная деятельность, благодаря которой у ребенка не будет формироваться страх перед обучением. Ведь именно тогда, когда перед малышом ставится задача обязательно выполнить неинтересное ему задание, обязательно запомнить столько-то фигур и т.д., именно это становится элементами страха перед будущей школой, когда строгое навязывание становится нормой, невыполнение которой наказывается не похвалой или плохой оценкой и т.д. Поэтому, в соответствии с новой Концепцией, не эти критерии будут главными, доминирующими. В подборе методов и приемов воспитатели будут ориентироваться только на возможности самого ребенка. Главной целью станет наблюдение и результат деятельности каждого малыша: что он делал и как он это обосновывал свою деятельность в игре, творчестве или труде. Дети ведь очень часто предлагают свои варианты. Например, им хочется нарисовать не мяч, а окно. И ребенок объясняет, почему он хочет нарисовать именно это. Новая форма дает ребенку свободу в самом режиме воспитания. Кто-то хочет рисовать - вот лежат краски и карандаши. Другой хочет строить - вот конструктор.

- Один ребенок будет рисовать, второй лепить, третий - петь?

- Не один ребенок, а несколько. Дети в группе делятся на несколько подгрупп, в соответствии со своими интересами. И у нас уже есть подобный опыт ориентации на интерес ребенка. Во многих дошкольных учреждениях педагоги и воспитатели работают по методу «Степ бай степ», когда дети в группе делятся по областям деятельности. В группе, как правило, создается по три-пять подобных направления. Учитель с детьми решает, какая из предложенных сфер деятельности каждому из них сейчас особенно интересна, и те распределяются в зависимости от своих предпочтений на данный момент. Так что воспитатели уже научились работать с учетом интересов ребенка. А нам сегодня важно, чтобы ребенок работал в заданной области, но делал только то, что хочет, что ему на самом деле интересно.

- Вы упомянули, индикаторы - некие карты, по которым воспитатель должен оценивать развитие каждого ребенка. Это что - какое-то подобие тестов для дошкольников?

- Это не тесты в строгом смысле этого слова. Педагог наблюдает за ребенком и на основе этих наблюдений, игр и бесед с малышом вносит индивидуальные сведения в индикаторы. Например, мы ожидаем от пятилетнего ребенка, что в коммуникативно-языковой компетенции он будет владеть языковыми нормами. Вот мы и наблюдаем, насколько он грамотно строит предложение, и фиксируем это с помощью индикаторов, составляем индивидуальные карты развития ребенка. И так по каждой компетенции.

- Такое ощущение, что новая Концепция дошкольного образования воспринимает сегодняшнего воспитателя как тоталитарного правителя, только и делающего, что подавляющего демократические права дошкольника на свободу…

- Дело в том, что в прежней системе дошкольного образования есть существенный перекос, когда воспитатель больше склонялся к школьной методике. Занятия в детских садах проводились и проводятся по школьным принципам обязательного урока, когда все малыши садятся за столы и выполняют одну поставленную задачу. Но в пять лет ребенок не должен садиться за парту! Он должен играть, действовать, двигаться. В этом возрасте ему должны прививаться лишь элементы обучения.

- А Вы не боитесь, что при такой свободе ребенок будет психологически раскрепощен, но его интеллектуальный уровень будет оставлять лучшего?

- Мировой опыт убеждает: когда мы не ставим ребенка в узкие рамки, он развивается гораздо интенсивнее. Новая Концепция дошкольного образования - это совершенно новый, личностно-ориентированный подход к обучению и воспитанию маленьких детей, когда что малыш может, то он и делает. А взрослые лишь помогают ребенку самостоятельно продвигаться.

- Насколько, на Ваш взгляд, воспитатели детских садов готовы к тому, чтобы начать работать по новой Концепции?

- Конечно, должна бать потрясающая творческая готовность воспитателя, обязательное участие семьи и создание развивающей среды. Сегодня, как на республиканском, так и на областном и городском уровнях идет переподготовка воспитательских кадров в условиях перехода на 12-летнюю систему обучения. Кроме того, я на практике знаю, что в педагогике нет более гибкой и мобильной группы, чем воспитатели дошкольных учреждений. Они все схватывают с самого начала. Не случайно у нас именно в детских садах такое обилие инновационных программ и разработок.

- Мы все время говорили о том, что ждет детей, которые посещают детские сады и дошкольные центры. Но ведь их количество слишком мало и стоимость посещения по карману немногим родителям, а потому подавляющее число детей до самой школы воспитывается дома. Что же будет с домашними малышами?

- Действительно, в стране ощущается колоссальная потребность в детских садах. Как свидетельствует общереспубликанская статистика, сегодня наполняемость групп в детских садах составляет от 40 до 50 человек. В Семипалатинске каждую группу в среднем посещает 27-30 человек. Пока государство не может восстановить в полном объеме число дошкольных учреждений и обеспечить доступность дошкольных учреждений. Однако продуманы вопросы повсеместного доступа детей к образовательным программам. Именно с этой целью созданы предшкольные группы и классы.

- О предшколе сегодня задают особенно много вопросов. В чем предназначение этой структуры в системе детского воспитания и обучения?

- Сейчас в Министерстве науки и образования идет очень острое и напряженное обсуждение вопросов обеспечения поэтапного перехода к новой образовательной системе. В соответствии с Концепцией и Программой перехода к 12-летнему образованию с 1 сентября будущего года планируется начать обучение по новой схеме, где пять лет отводится начальной школе, еще пять - средней, и два - старшему звену. В первый класс будут приниматься дети с шести лет. А пятилетние дети должны пройти предшкольную подготовку, цель которой - адаптация к школе.

Предшкольные группы будут как в школах, так и в детских садах. Кроме того, по всей стране начинают открываться мини-центры с двухчасовым пребыванием детей. В нашем регионе подобный центр открывается в Новошульбе. Предшкола (в любой из этих трех форм) обязательна и везде бесплатна.

Что касается целей, то мы стремимся к тому, чтобы не было колоссальных отличий между детьми, посещающими детские сады, и теми, кто приходит в школу из дома. Детсадовский ребенок уже с трех-четырех лет привык к общению в коллективе, он системно и последовательно развивается. Воспитывающийся же в домашней среде малыш оказывается не готовым к школе как психологически, так и в образовательном плане. Предшкола же дает возможность таким малышам адаптироваться к будущему обучению в школе. Но замечу: эти дошкольные учреждения не должны копировать саму начальную школу.

Алла БЕЛЯКИНА
апрель 2007 г.
Печатается с разрешения редакции.
При перепечатке материала, ссылка на газету "Наше дело" обязательна.

Все городские новости, публикуемые на нашем сайте вы можете прочитать в архиве, где собрана информация о жизни города с 1999 года.



Архив новостей за 2007г. , 2007г. , 2008г.
30.06.2007 г.
27.06.2007 г.
25.06.2007 г.
21.06.2007 г.
20.06.2007 г.
20.06.2007 г.
19.06.2007 г.
09.06.2007 г.
07.06.2007 г.
06.06.2007 г.
24.05.2007 г.
22.05.2007 г.
19.05.2007 г.
16.05.2007 г.
11.05.2007 г.
02.05.2007 г.
30.04.2007 г.
30.04.2007 г.
25.04.2007 г.
25.04.2007 г.
25.04.2007 г.
25.04.2007 г.
22.04.2007 г.
16.04.2007 г.
16.04.2007 г.
12.04.2007 г.
11.04.2007 г.
10.04.2007 г.
05.04.2007 г.
04.04.2007 г.
04.04.2007 г.
03.04.2007 г.
28.03.2007 г.
28.03.2007 г.
27.03.2007 г.
21.03.2007 г.
16.03.2007 г.
13.03.2007 г.
13.03.2007 г.
12.03.2007 г.
12.03.2007 г.
11.03.2007 г.
07.03.2007 г.
07.03.2007 г.
06.03.2007 г.
06.03.2007 г.
05.03.2007 г.
03.03.2007 г.
02.03.2007 г.
02.03.2007 г.
28.02.2007 г.
27.02.2007 г.
26.02.2007 г.
20.02.2007 г.
19.02.2007 г.
08.02.2007 г.
07.02.2007 г.
02.02.2007 г.
01.02.2007 г.
30.01.2007 г.
27.01.2007 г.
26.01.2007 г.
26.01.2007 г.
25.01.2007 г.
25.01.2007 г.
24.01.2007 г.
24.01.2007 г.
23.01.2007 г.
19.01.2007 г.
18.01.2007 г.
17.01.2007 г.
15.01.2007 г.
11.01.2007 г.
11.01.2007 г.
11.01.2007 г.
10.01.2007 г.
09.01.2007 г.
05.01.2007 г.


Copyright © Semey Net.  All rights reserved.

 

РЕКЛАМА