Ул. Найманбаева, 110, каб. 220. Тел. (8-7222) 674-000.  webmaster@semsk.kz  

 

 

.
Школьный вопрос

Давно уже было подмечено, что в нашем Отечестве нет более реформируемой системы, чем система образования. И это несмотря на то, что специалисты утверждают: педагогика должна быть самой консервативной сферой общества. Однако вопреки всему вот уже второе десятилетие школы шагают по пути новаций и кардинальных перемен. Не успев освоить и внедрить одну форму, мы начинаем создавать и преодолевать следующие вершины педагогики. На фоне этого хронического стресса школьной системы появилось еще одно мрачное облако. Поползли слухи о том, что скоро число школ с русским языком обучения будет сведено к минимуму. Так ли это на самом деле? Что ожидает наших детей в ближайшем будущем? Эти и другие вопросы «НД» адресовало заместителю начальника городского отдела образования Николаю Александровичу ПИВКИНУ и начальнику отдела общего среднего образования Какену Жангазыновичу БАЙСАЛБАЕВУ.

- Уже несколько месяцев город полнится самыми невероятными слухами о грядущей реорганизации школ. Говорят, что уже с 1 сентября в Семипалатинске останется всего пять школ с русским языком обучения на правом берегу и пять - на левом. Это правда?
- Это слухи. На самом деле у нас есть план поэтапного развития школ с казахским языком обучения. В 2007-2008 учебном году в разряд средних общеобразовательных учреждений с казахским языком обучения перейдут одна сельская и две городские школы - № 8 и № 13. Они - смешанные, то есть здесь есть как казахские, так и русские классы. Последних осталось совсем немного. Все они будут переведены в ближайшие школы - № 9 и № 41.

- А каково вообще соотношение казахских и русских школ?

- В Семипалатинском регионе всего 80 школ. Из них - 23 с русским языком обучения, 23 - с казахским и 34 - смешанные. В соответствии с планом поэтапного развития все смешанные в перспективе должны перейти в разряд тех учебных заведений, где обучение ведется на государственном языке.

- Вы бы не могли сказать конкретно, у каких школ какая перспектива?

- Ну, давайте смотреть по районам города. Затон: 2-ая школа - останется с русским языком обучения, 26-ая - с казахским, 18-ая - смешанная и в перспективе станет казахской. 8-ая школа, как я уже говорил, становится казахской, 9-ая остается русской. Школы № 29 и № 40 - останутся русскими, № 3 - смешанная с перспективным переходом на казахский язык обучения. В центральной части города школы № 6, № 1, № 4 - с русским языком обучения, № 37 и № 16 - с казахским языком. Школа № 17 в перспективе перейдет на государственный язык и станет профильной, а № 28 будет профильной школой с русским языком обучения. 31-ая и 36-ая - смешанные школы, которые перейдут в разряд казахских, а смешанные школы № 38 и № 34 такими и останутся. На Восточном поселке школа № 12 будет проводить обучение на русском языке, а новая, строительство которой должно быть завершено к 1 ноября 2007 года, станет казахской. 23-ья школа - смешанная, которая перейдет на государственный язык, 43-ья останется русской.

Что касается левобережья, то там перспективы таковы: школы № 7, 20, 35 - останутся русскими, № 30 - станет профильной русской школой. Школы с казахским языком обучения - № 5 и 42. Смешанные школы № 27, 33 и 41 в перспективе перейдут в разряд казахских, а школа № 19 так и останется смешанной. На Цемпоселке 10-ая останется с русским языком обучения, 22-ая и 39-ая – с казахским языком обучения, 11-ая и 32-ая – смешанные, с перспективой перехода на казахский язык.

- Почему нельзя дать возможность смешанным школам доучить в своих стенах учащихся русских классов, не переводя их в другие учебные заведения?

- Давайте говорить на примере 8-ой школы. Там осталось совсем немного классов с русским языком обучения. Их перевод в школу № 9 осуществляется в целях качественного завершения обучения. Не секрет, что там, где осталось мало классов, занятия ведут в основном совместители. А как показывает опыт и практика, в таких случаях всегда страдает качество знаний детей.

- Возможно, это объективно, когда разговор идет о переводе в другую школу в среднем звене, но почему нельзя пойти навстречу учащимся 10-го класса школы № 8, которые вот уже не одну неделю обращаются во все инстанции с просьбой, чтобы им дали возможность закончить выпускной класс в стенах своего учебного заведения? Как утверждают и сами дети, и их родители перевод в новую школу обернется значительными сложностями?

- Существуют определенные планы деятельности любого учреждения. Вопрос о переводе школы № 8 из смешанных в разряд школ с государственным языком обучения был решен не в один день. Здесь уже давно не набирают учеников в классы с русским языком обучения. И родители, и дети об этом знали. Так что учащиеся все равно будут переведены. Оставить этот класс, значит и в следующем году столкнуться с точно такой же ситуацией. Но ведь это не может продолжаться до бесконечности. А аргументы об адаптации и привыкании к новому коллективу при переводе, сложности подготовки к грядущему ЕНТ и нежелании расставаться со своей школой будут ежегодно такими же.

- Дети выпускного класса 8-ой школы утверждают, что они случайно узнали об ожидающих их переменах. Процесс реорганизации школ должен был стать первосентябрьским сюрпризом?

- Нет. Как только вопрос был согласован во всех инстанциях, информация была доведена до директора этой школы. Тот в ближайшее время должен был собрать учеников и их родителей и объявить о переводе. «Втихаря» никто ничего делать не будет!

- Не меньше тревожных слухов ходит вокруг реформы школьного образования в целом. Большинство родителей вообще слабо представляют, в чем смысл 12-летнего обучения.

- Планируется, что переход на 12-юю систему образования произойдет в 2008 году. Раньше предполагалось, что структура будет такой: 4 года - начальная школа, 6 - средняя, и 2 - старшие классы. Теперь схема выглядит иначе: 5+5+2. Идея эта не нова. Сейчас весь мир приходит к такой форме обучения. Поэтому одна из целей - не утратить конкурентоспособности наших абитуриентов. Для того, чтобы казахстанские школьные аттестаты котировались, необходимо соответствие мировым стандартам и нормам. Ну а главное же заключается в том, что 12-летняя система образования работает на сбережение здоровья нации. Все возрастающая учебная нагрузка становится слишком тяжелой для детей, особенно в начальном звене. Не случайно львиная доля детей к окончанию школы приходит с внушительным списком различных заболеваний. Сегодня базисная нагрузка в старших классах составляет 41 час в неделю. Помимо этого многие дети получают дополнительные образовательные услуги - например, по информатике или иностранному языку. А это как минимум еще два-три часа. Дополнительный учебный год позволит снизить нагрузку до 38 часов.

Что касается структуры 12-летнего образования, то она подразумевает пять лет обучения в начальной школе, куда дети идут с шести лет, затем - с шестого по десятый классы - основное образование. Затем дети выбирают - обучаться дальше два года в профильной школе либо в системе средне-специального образования.

- Говорят, что пятилетние малыши в обязательном порядке должны окончить «предшколу», прежде чем их примут в обычную школу.

- Цель «предшколы» - подготовка детей к обучению в школе, а потому в первую очередь рассчитана на тех детей, которые не посещают детских садов. Не секрет, что очень многие малыши воспитываются в домашних условиях, поскольку их мало и их посещение не всем по карману. Сейчас идет реанимация дошкольной системы образования. Конечно, нам далеко до уровня советских лет, когда в городе работало почти сто детских садов. Но для того, чтобы уравнять детей в знаниях, государство ввело бесплатную предшкольную подготовку. Родители имеют право выбирать подготовительную группу детского сада или посещение группы по предшкольной подготовке в стенах школы. По желанию родителей выбирается и язык обучения. Ребенок здесь готовится к школе и затем поступает в первый класс.

- А чем будет отличаться профильная школа от нынешних старших классов?

- Должно выйти специальное положение по профильным школам. В общем же система выглядит таким образом: 10 классов - основной уровень образования. На протяжении всего этого времени ребенок нарабатывает портфолио, определенные достижения, с которыми он подходит к завершению среднего звена. Помимо этого будет вводиться единый государственный экзамен для 10-классников, схожий по принципу с ЕНТ. На основании всего этого ребенку предоставляется либо нет возможность обучаться в профильной школе. То есть дети не всем «гамбузом» отправляются в старшие классы, а только те, кто показал достаточно высокий уровень знаний. Остальные получают возможность поступать в колледжи и профессиональные школы.

- Когда инициировалась идея 12-летней системы образования, речь велась и о трехъязычии. В соответствии с этой концепцией, учащиеся всех школ, независимо от языка обучения, в равной степени должны были овладевать казахским, русским и английским языками. Эта идея осталась в новой реформе?

- Коррекция учебных программ, безусловно, будет. В базисный план войдут новые дисциплины. Что касается английского языка, то пока в рамках республиканского эксперимента в двух городских школах - № 10 и № 39 изучение английского языка будет начинаться со второго класса.

Алла БЕЛЯКИНА
апрель 2007 г.
Печатается с разрешения редакции.
При перепечатке материала, ссылка на газету "Наше дело" обязательна.

Все городские новости, публикуемые на нашем сайте вы можете прочитать в архиве, где собрана информация о жизни города с 1999 года.



Copyright © Semey Net.  All rights reserved.

 

РЕКЛАМА