Ул. Найманбаева, 110, каб. 220. Тел. (8-7222) 674-000.  webmaster@semsk.kz  

 
 О компании  Услуги  Статистика  1С: Предприятие 7.7

 

 
НАШ ГОРОД
Новости
Фоторепортажи
Архив новостей
О Семипалатинске
Интернет-карта
Форум  
Гос. закупки
Недвижимость  

УСЛУГИ
Телефонная связь
Подключ. к Интернет
Передача данных
Разм. информации
IP карты
Карты оплаты

КОМПЬЮТЕРЫ
Вирусы
Программы
Сообщи SMS

РАЗВЛЕЧЕНИЯ
Гороскоп
Галерея Валледжо
Галерея Келли


Рейтинг@Mail.ru



.
Садоводы детских душ

То, чем занимаются педагоги в семипалатинской школе-детском саде № 84, во многом является уникальным. И не только потому, что это - единственное в городе учреждение, где детям помогают решать проблемы с речью, слухом и зрением. Опытные профессионалы дают малышам реальный шанс чувствовать себя на равных со здоровыми детьми.

Слушать и слышать

Увы, в Казахстане можно по пальцам пересчитать специализированные дошкольные учреждения, где бы занимались с совсем маленькими детьми, у которых есть проблемы со слухом. Среди них - коррекционная группа в детском саду № 84.

А ведь возможность слышать звуки окружающего мира - одно из главных условий полноценного развития маленького человека. Но как быть, если болезнь лишает малыша этой возможности? В специальных интернатах обучение начинается с 6-8 лет. А что делать до этого? Ведь в первые годы жизни у ребенка не только формируются основные представления о мире, но и его личность. Как с ним общаться, учить его необходимым навыкам, развивать? Стоит ли удивляться, что такой малыш к школьному возрасту становится замкнутым и не готовым к жизни в мире здоровых людей…

Человека, незнакомого со спецификой работы группы, наверняка, удивят расставленные в ней повсюду многочисленные таблички с напечатанными на них названиями предметов. И уж совсем трудно поверить в то, что двух- трехлетние крохи способны «считывать» написанную информацию и безошибочно указывать на тот предмет, чье название написано на карточке. Причина же в том, что слабослышащие и глухие дети воспринимают увиденное глобально. У них сильно развито зрительное восприятие, а потому они в точности запоминают расположение символов и знаков. По той же причине они очень внимательны к тому, что видят. Обязательно заметят малейшее изменение в одежде или облике воспитателя. Природа как будто компенсирует отсутствие слуха невероятной зрительной памятью. Но ведь пользоваться этой компенсацией ребенка нужно научить. Именно этим и занимаются специалисты детского сада № 84. Малышей учат пользоваться карточками, манипулировать ими, находить правильную. Затем приходит пора воспринимать чужие слова: сначала считывать с губ, затем осваивать дактильную речь. И малыши изучают «пальцевую азбуку».

Вообще, они только и делают, что постоянно учатся. Учатся воспринимать сказанное, но не услышанное. Учатся пользоваться индивидуальными слуховыми аппаратами и наушниками. Они вовлекаются в полноценный мир детства - такой интересный, но в то же время невероятно сложный и важный: обретают самостоятельность, танцуют, рисуют, лепят. И наконец, здесь они учатся общаться и друг с другом, и со здоровыми сверстниками, и со взрослыми. Но, как говорит воспитатель М. Кудряшова, чем больше нагрузка, тем больше жажда учиться и заниматься. Никакие другие дети так не спешат в детский сад, так не ждут начала занятий, выстраиваясь «столбиками» возле своих столиков. Их желание как можно больше времени проводить в саду связано отчасти и с тем, что дома родители и родственники, чаще всего, не понимают их так, как воспитатели. Как правило, очень эмоциональные и отзывчивые слабослышащие и глухие дети вскоре практически ничем не отличаются от своих сверстников по навыкам и умениям, а главное, совсем не стесняются своего отличия от других и легко идут на общение. Так решается и «долгоиграющая» цель, направленная в далекое будущее детей с нарушениями слуха - они адаптируются к жизни в обществе и готовы к полноценной жизни в нем.

Говорить и общаться

Не секрет, что многие родители без особой тревоги относятся к «фефектам» речи своих детей. Между тем, речь - один из главных показателей развития ребенка. Без речевого развития у малыша не развивается абстрактное мышление, что в итоге может привести и к умственной отсталости. Кроме того, детям, к трехлетнему возрасту по-прежнему изъясняющимся невнятными звуками, мало похожими на полноценные слова, заикающимся, не способным произносить те или иные звуки, также невероятно сложно строить свое общение с другими людьми. Их плохо понимают, над ними смеются, в обычном детском коллективе такому ребенку вряд ли доверят прочесть на празднике стихотворение или спеть. В итоге это ощущение собственной неполноценности может обернуться нежеланием либо неумением жить в гармонии с окружающим миром.

С такими детьми работают сразу в двух логопедических группах. И здесь также на малышей ложится существенная нагрузка. Здесь не только насыщенная развивающая и обучающая программа, когда ежедневное количество занятий по развитию речи и мелкой моторики превышает стандартную садовскую «норму». Каждый день здесь проводятся групповые и индивидуальные занятия с логопедом. Причем, малыши учатся специальным артикуляционным упражнениям, тренируя и разрабатывая свой речевой аппарат, не только в саду, но и дома, выполняя домашние задания. И как следствие, существенно исправляются речевые дефекты, а сами дети получают значительный запас знаний и навыков. Не случайно они нередко оказываются гораздо лучше подготовленными к школе, чем многие из их сверстников, добавляя радости родителям еще и своим превращением в несмолкаемых болтушек и почемучек.

Смотреть и видеть

Зеницей ока называем мы самое дорогое, что у нас есть. На Востоке же издревле самого любимого человека сравнивали со зрачком своего глаза. И нет нужды говорить о том, почему человек так трепетно относится к своей способности видеть. Поэтому сохранить слабое зрение дошколят стало третьим направлением работы коррекционных групп детского сада № 84.

О специфике этих групп говорит не только методическое оснащение, но и даже само расположение мебели в помещениях, за чем, кстати, здесь очень строго следят.

Прошли времена, когда родители первых воспитанников таких групп стеснительно срывали с глаз своих детей наклеенные повязки, как только подходили к выходу из садика. Тем, кто ощутил на примере собственных детей реальный результат, нет нужды доказывать эффективность специальных методик и медицинских процедур, осуществляемых медсестрой-ортоптисткой по назначению врача-окулиста с помощью специальных аппаратов, упражнений по плеовоспитанию. Но помимо оздоровительного эффекта и шанса если не восстановить, то хотя бы остановить ухудшение зрения, и здесь решается одна из глобальных задач всего педагогического коллектива детского сада. Дети учатся раскрепощаться, с естественным для столь юного возраста оптимизмом смотреть на мир. Они перестают быть зажатыми, скованными, стесняющимися и стыдящимися собственных недостатков и с уверенностью делают шаг к следующей ступени свой жизни.

Шаг за шагом

Говорят, когда первые коррекционные группы только создавались, родители с неохотой и опасением отдавали сюда детей. Прошло совсем немного времени, и о 84-ом детском саде стали ходить легенды. Конечно, далеко не все диагнозы излечимы. Но даже если вердикт врачей неутешителен, у ребенка появляется возможность адаптироваться. Не случайно, сегодня на каждое место в коррекционных группах выстраиваются очереди из числа детей, которым специальная медико-педагогическая комиссия рекомендовала посещение этого учреждения. Да и в остальных шести обычных группах мест практически нет. Причины? Их много.

Во-первых, высочайший профессионализм педагогов. Все они профильные специалисты и прошли специальное обучение на отделении дефектологии АИПКП, каждый окончил специальные дополнительные курсы. К этим логопедам и сурдопедагогам ездят на консультации со всего города.

Здесь активно внедряют новейшие методики воспитания дошколят, которые позволяют выявлять одаренных детей, стимулировать интерес каждого ребенка к стремлению познавать мир, вовлекать родителей во все нюансы насыщенной жизни их детей. В каждой группе можно «подглядеть» забавные сюжеты жизни малыша, благодаря созданным газетам о каждом из них. В каждой приемной о достижениях и успехах малышей может узнать любой желающий благодаря «счастьяграммкам» - специально разработанным символам - и прикрепляемым к ним маленьким «запискам» с похвалой каждому ребенку. Здесь даже самые маленькие получают возможность заниматься хореографией, ритмикой, изодеятельностью, английским языком. Только здесь можно побывать на необычном Празднике речи.

Об уровне профессионализма можно судить и по тому, что сразу три дошкольных городских методических объединения возглавляют сотрудники этого сада. В 2000 году эта школа-детский сад заняла третье место в областном смотре конкурсе «Лучший сад года», а в прошлом - первое и второе места в городском конкурсе авторских программ и методических проектов. В этом смысле здесь, действительно, есть чем гордиться. Три авторских программы - «Развитие одаренности» (С. Нурсеитова, Т. Дрыгина, К. Турабаева), «Саулетай» (Г. Корчевская), «Познай мир природы» (Т. Дрыгина) - и методические проекты по созданию логопедической тетради (Е. Королева), использованию элементов этнопедагогики в эстетическом воспитании (Г. Корчевская) и по обучению грамоте дошкольников (Н. Евдокова) позволяют педагогам и специалистам создавать все условия для развития своих подопечных. За что, кстати, те их неоднократно радовали победами в городских, областных и республиканских конкурсах.

Сами же воспитатели и педагоги говорят о том, что значительное число достижений всего коллектива - заслуга руководителя. Лингафонное и офтальмологическое оборудование, существенное методическое и техническое обеспечение, создание круглосуточной группы (для тех детей, которые приехали в садик из районов, или тех, чьи родители работают допоздна), обновляемая детская мебель, общая обстановка и неизменная чистота, аура детских радостей, так ощутимая в стенах этого сада, - всему этому уделяется огромное внимание директором школы-сада Светланой Гариевной Нурсеитовой.

…На рубеже уходящего и наступающего года принято подводить итоги. Вроде не так уж и много времени работают коррекционные группы детского сада. Они были созданы в 1999 году. Сегодня в пяти таких группах ежегодно занимаются и развиваются 115 детей, которые с прошлого года обрели возможность бесплатно посещать детский сад. Шаг за шагом каждому из них помогают преодолевать ступени развития. Этим детям намного труднее, чем другим, в силу особенностей их развития и состояния здоровья. Но и намного легче, чем многим, в силу… А точнее благодаря силе профессионализма, опыта и любви тех взрослых людей, которые каждый день встречают своих воспитанников с искренней улыбкой. Которые не только учат их слушать, но и с интересом вслушиваются в их слова. Которые открывают глаза своим питомцам на окружающий мир. Которые учат говорить, и не устают общаться со своими воспитанниками.

Алла БЕЛЯКИНА
11 января 2007 г. 
Печатается с разрешения редакции.
При перепечатке материала, ссылка на газету "Наше дело" обязательна.

Все городские новости, публикуемые на нашем сайте вы можете прочитать в архиве, где собрана информация о жизни города с 1999 года.



Архив новостей за 2007г. , 2007г. , 2008г.
30.06.2007 г.
27.06.2007 г.
25.06.2007 г.
21.06.2007 г.
20.06.2007 г.
20.06.2007 г.
19.06.2007 г.
09.06.2007 г.
07.06.2007 г.
06.06.2007 г.
24.05.2007 г.
22.05.2007 г.
19.05.2007 г.
16.05.2007 г.
11.05.2007 г.
02.05.2007 г.
30.04.2007 г.
30.04.2007 г.
25.04.2007 г.
25.04.2007 г.
25.04.2007 г.
25.04.2007 г.
22.04.2007 г.
16.04.2007 г.
16.04.2007 г.
12.04.2007 г.
11.04.2007 г.
10.04.2007 г.
05.04.2007 г.
04.04.2007 г.
04.04.2007 г.
03.04.2007 г.
28.03.2007 г.
28.03.2007 г.
27.03.2007 г.
21.03.2007 г.
16.03.2007 г.
13.03.2007 г.
13.03.2007 г.
12.03.2007 г.
12.03.2007 г.
11.03.2007 г.
07.03.2007 г.
07.03.2007 г.
06.03.2007 г.
06.03.2007 г.
05.03.2007 г.
03.03.2007 г.
02.03.2007 г.
02.03.2007 г.
28.02.2007 г.
27.02.2007 г.
26.02.2007 г.
20.02.2007 г.
19.02.2007 г.
08.02.2007 г.
07.02.2007 г.
02.02.2007 г.
01.02.2007 г.
30.01.2007 г.
27.01.2007 г.
26.01.2007 г.
26.01.2007 г.
25.01.2007 г.
25.01.2007 г.
24.01.2007 г.
24.01.2007 г.
23.01.2007 г.
19.01.2007 г.
18.01.2007 г.
17.01.2007 г.
15.01.2007 г.
11.01.2007 г.
11.01.2007 г.
11.01.2007 г.
10.01.2007 г.
09.01.2007 г.
05.01.2007 г.


Copyright © Semey Net.  All rights reserved.

 

РЕКЛАМА