Ул. Найманбаева, 110, каб. 220. Тел. (8-7222) 674-000.  webmaster@semsk.kz  

 

 

.
Садоводы детских душ

То, чем занимаются педагоги в семипалатинской школе-детском саде № 84, во многом является уникальным. И не только потому, что это - единственное в городе учреждение, где детям помогают решать проблемы с речью, слухом и зрением. Опытные профессионалы дают малышам реальный шанс чувствовать себя на равных со здоровыми детьми.

Слушать и слышать

Увы, в Казахстане можно по пальцам пересчитать специализированные дошкольные учреждения, где бы занимались с совсем маленькими детьми, у которых есть проблемы со слухом. Среди них - коррекционная группа в детском саду № 84.

А ведь возможность слышать звуки окружающего мира - одно из главных условий полноценного развития маленького человека. Но как быть, если болезнь лишает малыша этой возможности? В специальных интернатах обучение начинается с 6-8 лет. А что делать до этого? Ведь в первые годы жизни у ребенка не только формируются основные представления о мире, но и его личность. Как с ним общаться, учить его необходимым навыкам, развивать? Стоит ли удивляться, что такой малыш к школьному возрасту становится замкнутым и не готовым к жизни в мире здоровых людей…

Человека, незнакомого со спецификой работы группы, наверняка, удивят расставленные в ней повсюду многочисленные таблички с напечатанными на них названиями предметов. И уж совсем трудно поверить в то, что двух- трехлетние крохи способны «считывать» написанную информацию и безошибочно указывать на тот предмет, чье название написано на карточке. Причина же в том, что слабослышащие и глухие дети воспринимают увиденное глобально. У них сильно развито зрительное восприятие, а потому они в точности запоминают расположение символов и знаков. По той же причине они очень внимательны к тому, что видят. Обязательно заметят малейшее изменение в одежде или облике воспитателя. Природа как будто компенсирует отсутствие слуха невероятной зрительной памятью. Но ведь пользоваться этой компенсацией ребенка нужно научить. Именно этим и занимаются специалисты детского сада № 84. Малышей учат пользоваться карточками, манипулировать ими, находить правильную. Затем приходит пора воспринимать чужие слова: сначала считывать с губ, затем осваивать дактильную речь. И малыши изучают «пальцевую азбуку».

Вообще, они только и делают, что постоянно учатся. Учатся воспринимать сказанное, но не услышанное. Учатся пользоваться индивидуальными слуховыми аппаратами и наушниками. Они вовлекаются в полноценный мир детства - такой интересный, но в то же время невероятно сложный и важный: обретают самостоятельность, танцуют, рисуют, лепят. И наконец, здесь они учатся общаться и друг с другом, и со здоровыми сверстниками, и со взрослыми. Но, как говорит воспитатель М. Кудряшова, чем больше нагрузка, тем больше жажда учиться и заниматься. Никакие другие дети так не спешат в детский сад, так не ждут начала занятий, выстраиваясь «столбиками» возле своих столиков. Их желание как можно больше времени проводить в саду связано отчасти и с тем, что дома родители и родственники, чаще всего, не понимают их так, как воспитатели. Как правило, очень эмоциональные и отзывчивые слабослышащие и глухие дети вскоре практически ничем не отличаются от своих сверстников по навыкам и умениям, а главное, совсем не стесняются своего отличия от других и легко идут на общение. Так решается и «долгоиграющая» цель, направленная в далекое будущее детей с нарушениями слуха - они адаптируются к жизни в обществе и готовы к полноценной жизни в нем.

Говорить и общаться

Не секрет, что многие родители без особой тревоги относятся к «фефектам» речи своих детей. Между тем, речь - один из главных показателей развития ребенка. Без речевого развития у малыша не развивается абстрактное мышление, что в итоге может привести и к умственной отсталости. Кроме того, детям, к трехлетнему возрасту по-прежнему изъясняющимся невнятными звуками, мало похожими на полноценные слова, заикающимся, не способным произносить те или иные звуки, также невероятно сложно строить свое общение с другими людьми. Их плохо понимают, над ними смеются, в обычном детском коллективе такому ребенку вряд ли доверят прочесть на празднике стихотворение или спеть. В итоге это ощущение собственной неполноценности может обернуться нежеланием либо неумением жить в гармонии с окружающим миром.

С такими детьми работают сразу в двух логопедических группах. И здесь также на малышей ложится существенная нагрузка. Здесь не только насыщенная развивающая и обучающая программа, когда ежедневное количество занятий по развитию речи и мелкой моторики превышает стандартную садовскую «норму». Каждый день здесь проводятся групповые и индивидуальные занятия с логопедом. Причем, малыши учатся специальным артикуляционным упражнениям, тренируя и разрабатывая свой речевой аппарат, не только в саду, но и дома, выполняя домашние задания. И как следствие, существенно исправляются речевые дефекты, а сами дети получают значительный запас знаний и навыков. Не случайно они нередко оказываются гораздо лучше подготовленными к школе, чем многие из их сверстников, добавляя радости родителям еще и своим превращением в несмолкаемых болтушек и почемучек.

Смотреть и видеть

Зеницей ока называем мы самое дорогое, что у нас есть. На Востоке же издревле самого любимого человека сравнивали со зрачком своего глаза. И нет нужды говорить о том, почему человек так трепетно относится к своей способности видеть. Поэтому сохранить слабое зрение дошколят стало третьим направлением работы коррекционных групп детского сада № 84.

О специфике этих групп говорит не только методическое оснащение, но и даже само расположение мебели в помещениях, за чем, кстати, здесь очень строго следят.

Прошли времена, когда родители первых воспитанников таких групп стеснительно срывали с глаз своих детей наклеенные повязки, как только подходили к выходу из садика. Тем, кто ощутил на примере собственных детей реальный результат, нет нужды доказывать эффективность специальных методик и медицинских процедур, осуществляемых медсестрой-ортоптисткой по назначению врача-окулиста с помощью специальных аппаратов, упражнений по плеовоспитанию. Но помимо оздоровительного эффекта и шанса если не восстановить, то хотя бы остановить ухудшение зрения, и здесь решается одна из глобальных задач всего педагогического коллектива детского сада. Дети учатся раскрепощаться, с естественным для столь юного возраста оптимизмом смотреть на мир. Они перестают быть зажатыми, скованными, стесняющимися и стыдящимися собственных недостатков и с уверенностью делают шаг к следующей ступени свой жизни.

Шаг за шагом

Говорят, когда первые коррекционные группы только создавались, родители с неохотой и опасением отдавали сюда детей. Прошло совсем немного времени, и о 84-ом детском саде стали ходить легенды. Конечно, далеко не все диагнозы излечимы. Но даже если вердикт врачей неутешителен, у ребенка появляется возможность адаптироваться. Не случайно, сегодня на каждое место в коррекционных группах выстраиваются очереди из числа детей, которым специальная медико-педагогическая комиссия рекомендовала посещение этого учреждения. Да и в остальных шести обычных группах мест практически нет. Причины? Их много.

Во-первых, высочайший профессионализм педагогов. Все они профильные специалисты и прошли специальное обучение на отделении дефектологии АИПКП, каждый окончил специальные дополнительные курсы. К этим логопедам и сурдопедагогам ездят на консультации со всего города.

Здесь активно внедряют новейшие методики воспитания дошколят, которые позволяют выявлять одаренных детей, стимулировать интерес каждого ребенка к стремлению познавать мир, вовлекать родителей во все нюансы насыщенной жизни их детей. В каждой группе можно «подглядеть» забавные сюжеты жизни малыша, благодаря созданным газетам о каждом из них. В каждой приемной о достижениях и успехах малышей может узнать любой желающий благодаря «счастьяграммкам» - специально разработанным символам - и прикрепляемым к ним маленьким «запискам» с похвалой каждому ребенку. Здесь даже самые маленькие получают возможность заниматься хореографией, ритмикой, изодеятельностью, английским языком. Только здесь можно побывать на необычном Празднике речи.

Об уровне профессионализма можно судить и по тому, что сразу три дошкольных городских методических объединения возглавляют сотрудники этого сада. В 2000 году эта школа-детский сад заняла третье место в областном смотре конкурсе «Лучший сад года», а в прошлом - первое и второе места в городском конкурсе авторских программ и методических проектов. В этом смысле здесь, действительно, есть чем гордиться. Три авторских программы - «Развитие одаренности» (С. Нурсеитова, Т. Дрыгина, К. Турабаева), «Саулетай» (Г. Корчевская), «Познай мир природы» (Т. Дрыгина) - и методические проекты по созданию логопедической тетради (Е. Королева), использованию элементов этнопедагогики в эстетическом воспитании (Г. Корчевская) и по обучению грамоте дошкольников (Н. Евдокова) позволяют педагогам и специалистам создавать все условия для развития своих подопечных. За что, кстати, те их неоднократно радовали победами в городских, областных и республиканских конкурсах.

Сами же воспитатели и педагоги говорят о том, что значительное число достижений всего коллектива - заслуга руководителя. Лингафонное и офтальмологическое оборудование, существенное методическое и техническое обеспечение, создание круглосуточной группы (для тех детей, которые приехали в садик из районов, или тех, чьи родители работают допоздна), обновляемая детская мебель, общая обстановка и неизменная чистота, аура детских радостей, так ощутимая в стенах этого сада, - всему этому уделяется огромное внимание директором школы-сада Светланой Гариевной Нурсеитовой.

…На рубеже уходящего и наступающего года принято подводить итоги. Вроде не так уж и много времени работают коррекционные группы детского сада. Они были созданы в 1999 году. Сегодня в пяти таких группах ежегодно занимаются и развиваются 115 детей, которые с прошлого года обрели возможность бесплатно посещать детский сад. Шаг за шагом каждому из них помогают преодолевать ступени развития. Этим детям намного труднее, чем другим, в силу особенностей их развития и состояния здоровья. Но и намного легче, чем многим, в силу… А точнее благодаря силе профессионализма, опыта и любви тех взрослых людей, которые каждый день встречают своих воспитанников с искренней улыбкой. Которые не только учат их слушать, но и с интересом вслушиваются в их слова. Которые открывают глаза своим питомцам на окружающий мир. Которые учат говорить, и не устают общаться со своими воспитанниками.

Алла БЕЛЯКИНА
11 января 2007 г. 
Печатается с разрешения редакции.
При перепечатке материала, ссылка на газету "Наше дело" обязательна.

Все городские новости, публикуемые на нашем сайте вы можете прочитать в архиве, где собрана информация о жизни города с 1999 года.



Copyright © Semey Net.  All rights reserved.

 

РЕКЛАМА