Ул. Найманбаева, 110, каб. 220. Тел. (8-7222) 674-000.  webmaster@semsk.kz  

 
 О компании  Услуги  Статистика  1С: Предприятие 7.7

 

 
НАШ ГОРОД
Новости
Фоторепортажи
Архив новостей
О Семипалатинске
Интернет-карта
Форум  
Гос. закупки
Недвижимость  

УСЛУГИ
Телефонная связь
Подключ. к Интернет
Передача данных
Разм. информации
IP карты
Карты оплаты

КОМПЬЮТЕРЫ
Вирусы
Программы
Сообщи SMS

РАЗВЛЕЧЕНИЯ
Гороскоп
Галерея Валледжо
Галерея Келли


Рейтинг@Mail.ru



.
Горе умов или от ума?

Во всех развитых странах формирование интеллектуальной элиты, а соответственно и сама система образования, оцениваются как важнейший фактор национальной безопасности государства. Не случайно еще в 1988 году собравшиеся участники Парижской конференции Нобелевских лауреатов констатировали: «Научные знания - одна из форм власти, поэтому как отдельные люди, так и народы должны иметь к ним равный доступ. Необходимо преодолеть существующую во многих странах разобщенность между политическими кругами и научным сообществом. Образование должно иметь абсолютный приоритет в бюджетах всех государств». Насколько приоритетно формирование «золотого запаса умов» в нашем Отечестве? Что дали нам многолетние реформы? Как и кем оценивается пройденный путь? Об этом разговор «НД» с Диной МУХАМЕДХАН, независимым экспертом в сфере образования.

Наша справка: Дина МУХАМЕДХАН/ Кандидат наук в области образования и повышения квалификации взрослых (Ленинград, НИИ непрерывного образования взрослых АПН СССР), чей диплом официально признан эквивалентным ученой степени PhD (доктора философии в образовании) Глобальной Оценочной Службой США (Нью-Йорк, 1994 г.) и Университетом штата Монтана (США, 2006 г.). Исследователь и преподаватель программы Фулбрайт Госдепартамента США. Провела 20 семинаров для преподавателей и администраторов вузов США по проблемам современных тенденций и качества высшего образования и усиления роли университетов в устойчивом развитии наших обществ. Обладатель диплома Магистра в области управления образованием, Магистра менеджмента (Копенгагенская Бизнес Школа, Дания). Консультант и эксперт по проблемам качества образования и введению кредитной системы обучения международных проектов, проводимых в 2004-2005 гг. в сфере образования Азиатским Банком Развития, ЮНЕСКО, АКСЕЛС, ЮСИС, ОБСЕ. Включена в книгу Госдепартамента США «Первые десять лет», посвященную тридцати выпускникам программы Э.Маски (Вашингтон, 2002).

- Кажется, уже и сами педагоги не вспомнят, когда начались наши бесконечные реформы в сфере образования. И разве что потомки Нострадамуса смогут разглядеть на звездном небосклоне приблизительную дату их завершения. Насколько, на Ваш взгляд, оправдано это непрекращающееся состояние реформирования?

- Думается, что как раз сегодня настало время для анализа происходящего во избежание ситуации хронического реформирования образования. Отношение к такой важной составляющей образования, как управление образованием и политика образования, во многом определяет будущее страны. И коль скоро мы ратуем за устойчивое развитие своей страны, мы должны понять и принять мысль о том, что дилетантство в этой сфере на всех уровнях управления и принятия решений недопустимо: оно уже принесло немало плачевных результатов. Отчасти именно из-за этого непрофессионализма авторов многих инноваций вслед за очередным нововведением следуют попытки их реконструировать. Например, я уверена, что мы настолько неправильно восприняли систему так называемых кредитных часов, что потребуется еще одна реформа, чтобы устранить сегодняшние явные недочеты. За рубежом же в большинстве случаев к управлению образованием допускаются те специалисты, кто имеет соответствующее образование и опыт преподавания и управления. Поэтому, вероятно, там отсутствует ситуация хронического реформирования образования, имеющая место у нас в течение нескольких десятилетий. Для сравнения один пример: в Великобритании за последнее столетие было проведено всего две реформы образования: в сороковые и в восьмидесятые годы прошлого столетия.

- Но ведь рядовым гражданам каждая инновация презентуется как очередной шаг, приближающий нашу систему образования к мировым стандартам. Быть может, и правда, череда нововведений, заимствуемых на Западе, приведет Казахстан к «конвертируемости» вузовских дипломов во всем мире?

- Говоря о стандартах, надо понимать, что они должны соблюдаться там, где действительно нужна унификация для эффективного международного общения. Общепринятыми могут быть стандарты в сфере финансов и аудита, инженерном деле, медицине. А какими стандартами, к примеру, мы должны руководствоваться, в области родного языка и литературы, в социогуманитарной сфере? Приемлемы ли здесь вообще какие-то международные стандарты? И что дает в реальности признание дипломов? Посудите, ведь и в самой Европе нет согласия между странами о взаимном признании дипломов. Например, Французская школа политических наук, как и ряд других элитных школ, не поддерживают идею о всеобщей унификации дипломов. В этом есть свой резон. Мы, бесспорно, должны интегрироваться в глобальные процессы, но при этом не терять себя, не отказываться от наработанного положительного опыта.

- Вы посетовали по поводу путей и способов введения в казахстанской высшей школе кредитной системы. Почему?

- Здесь нужно начать с небольшого исторического экскурса. Дело в том, что еще с конца 1950-х годов руководители министерств образования стали искать пути к консолидации науки и образовательных систем. В итоге в 1999 году 29-тью европейскими странами была подписана Болонская декларация, к которой позже стали присоединяться и остальные государства, число которых сегодня достигает уже 40. В их числе теперь и Чехия, и Россия, и Албания. Суть сводится к тому, что вводится система кредитных часов - этакая образовательная «конвертируемая валюта». Кредит включает в себя 15 академических часов аудиторных занятий. В американской системе курс может весить от одного до трех кредитов, в Европе немного иная система исчисления, но принцип ее тот же. Студент получает кредит и может выбрать себе любой курс в любом вузе любой страны, подписавшей Болонскую декларацию. Студент становится мобильным и сам выбирает себе курсы и лекторов, он самостоятельно выбирает себе график. Именно качество и разнообразие курсов по выбору, углубляющих основную специальность и способствующих освоению сопутствующих специальностей, - должно стать одним из рычагов конкуренции вузов. В свою очередь, хорошо разработанные и постоянно пополняемые course outlines (описания курсов) дают учащимся вузов возможность определиться, не обмануться в выборе вуза. Группы студентов формируются по выбору курсов. Но это - не анархия, поскольку четко регламентированы обязательные курсы и элективные (то есть те, которые учащийся сам себе выбирает, считая их важными в своей будущей профессиональной деятельности). Это, в свою очередь, способствует здоровой конкуренции университетов и повышению качества образования.

- Так что же кажется Вам столь негативным во внедрении этой системы?

- Мы тоже «гонимся» за Болонским «поездом». Но забываем, что от того, подпишем мы эту декларацию или нет, качество образования у нас пока от этого не изменится. Каждый академический час преподавателя (а это - 50 минут) каждый раз должен требовать трех-четырех часов предварительной подготовки помимо уже имеющихся в профессиональном «багаже» наработок: просмотр свежей литературы по специальности, работа в библиотеке, в Интернете, налаживание связей для вуза и предмета с организациями общества, научное руководство студенческими работами. Студент должен иметь еще больше времени для подобной работы при подготовке к занятиям, написании аналитических отчетов, проектов, подготовке к практике и т.д. Все читаемые и представляемые курсы предельно честны. Например, за такую «оплошность», как взятая в свой курс или исследование цитата из Интернета без указания авторства воспринимается как плагиат, и за это провинившийся легко может быть выставлен из университета. Мы стремимся к этому высокому уровню, но мы должны быть к нему готовы к такому высокому уровню качества. Мы же пока всю систему свели к расписыванию почасовой нагрузки, четко не понимая пока, какого именно качества, какого уровня хотим добиться. Чиновники требуют много ненужных отчетов и бумаг, не имеющих ничего общего с кредитной системой получения образования. Вузы вынуждены выполнять изначально неверные регламентации на местах. В итоге это приводит к вымыванию ценностей хорошей по сути системы, так и не понятой на сегодняшний день многими педагогами, студентами, родителями, обществом в силу некорректно разработанных рекомендаций. И опять же возникает вопрос: а судьи кто?

- Но нас ведь учит весь мир. Постоянно идут масштабные проекты и краткосрочные тренинги для специалистов высшей школы.

- Наша ответственность проявляется не только в конкретных результатах деятельности, но и используемой лексике. Привнесенное более десяти лет назад в нашу жизнь иностранцами слово «тренинги» (подходящее больше к спорту, нежели к образованию), захлестнуло страну. Они, возможно, и дают вводные знания, и «тренируют» отдельные навыки, но их краткосрочность и ознакомительный характер не заменят фундаментальности - непременного условия эффективной работы в образовании, как и в любой другой области деятельности. Кроме того, сегодня бесчисленное множество донорских и спонсорских организаций внедряет и реализует образовательные проекты в Казахстане - ЕБРР, Фонд-Сорос Казахстан, ЮСАИД, ЮНЕСКО и пр. Но их деятельность никак не скоординирована. Кто систематизирует всё проводимое на подобных занятиях и их общий эффект (или отсутствие такового)? Кто анализирует эту сферу? Кто суммирует результат? Наблюдается и своего рода монополия на консультирование в течение многих лет одними и теми же западными и казахстанскими экспертами, в то время как известные обществу лучшие учителя, ученые далеко не всегда имеют какую-либо информацию о существовании таких проектов. В итоге разрабатываются рекомендации, которые надо выполнять большинству, но никак не самим экспертам. Да и краткосрочные экскурсионные поездки официальных чинов и отдельных экспертов от образования в дальнее зарубежье с целью ознакомления и скоротечного воплощения «как у них» не всегда эффективны. Это и понятно: поспешное воплощение увиденного без понимания сути и анализа может стать тормозом для развития образования. И, думается, что здесь надо придерживаться правила хотя бы «не навредить» в стремлении быть «как они» и делать «как у них». К примеру, в 1990 годы по рекомендации некоторых казахстанских и западных экспертов были сокращены малокомплектные сельские школы как экономически неперспективные, в результате положение на селе стало еще более плачевным. А предложение иных «экспертов» о сокращении по возрастному цензу опытных педагогов? Не думаю, что у нас избыток квалифицированных педагогов, у кого есть чему учиться молодым. Или неквалифицированные рекомендации о децентрализации образования, которые только еще более централизуют бюрократию и дают простор для монополии некомпетентного контроля сверху? Как можно принять, а тем более применить в нашей действительности такую рекомендацию одного западного эксперта, как сокращение количества педагогов с целью повышения зарплаты оставшимся? И таких примеров непродуманных рекомендаций со стороны западных и местных консультантов немало.

- Сегодня многие их тех молодых людей, что попали под веер двухуровневой системы высшего образования, не могут понять, почему окончив вуз, они остались где-то в промежутке между средним и высшим образованием. Для чего высшей школе промежуточный статус бакалавра, также заимствованный отечественным образованием на Западе?

- Право студента знать и то, что полученное им образование на степень бакалавра означает, что он является подготовленным полноценным специалистом для занятия достойного места на рынке труда. К, сожалению, непрофессионализм, отсутствие опыта получения западного образования на степень «из первых рук» и привело к тому, что отечественные «эксперты» и управленцы образования позволили себе толковать степень бакалавра «как незаконченное высшее образование»! Это совершенно искажает суть системы кредитного обучения. Получение научной квалификации на степень магистра (доктора) не является обязанностью бакалавра. Магистерская степень подразумевает право на ведение научной работы (например, преподавание в вузе). Есть и другие сферы, где необходим этот высокий уровень. Но это не означает, что все должны стать магистрами. Во всем мире работают тысячи прекрасных профессионалов-бакалавров. У нас же, пользуясь этой неразберихой, вузы порой просто вымогают деньги у студентов, навязывая им обучение в магистратуре.

- Если выше Вы вспомнили один из классических вопросов, то впору вспомнить и другой: что делать?

- Перед нами остро стоит вопрос о профессиональной ответственности при анализе и воплощении зарубежного опыта и осознании собственного. Принципы политики образования и эффективного управления острее высвечивают настоятельную необходимость в разграничении функций вузов, министерства, аккредитующих организаций. Организации, которые занимаются аккредитацией вузов должны быть независимыми и профессиональными. Они ни в коей мере не должны находиться при Министерстве. Это нарушает саму суть понятия аккредитации и смешивает разные функции. Любая излишняя регламентация сверху тормозит выполнение миссии вузов. Государство должно заботиться о политике образования, которая и обеспечивает справедливость и доступ всех категорий граждан к высшему образованию; поощрять и финансировать вузовскую науку. Образование должно, наконец, стать доступным всем категориям граждан, вне зависимости от их финансового положения и предоставлять всем равные стартовые возможности. Главное же: в современной ситуации вузы должны стать образцом в решении многих вопросов повышения качества жизни, снижения уровня бедности и коррупции, достижения гендерного баланса, доступа и равных стартовых возможностей во всех начинаниях, единства прав и обязанностей, многих других проблем общества. Введение кредитной системы обучения, с моей точки зрения, должно работать именно в этом направлении, в этом ее ценность для нашего общества.

Алла БЕЛЯКИНА 
Печатается с разрешения редакции.
При перепечатке материала, ссылка на газету "Наше дело" обязательна.

Все городские новости, публикуемые на нашем сайте вы можете прочитать в архиве, где собрана информация о жизни города с 1999 года.



Архив новостей за 2006г. , 2007г. , 2007г.
25.12.2006 г.
21.12.2006 г.
20.12.2006 г.
08.12.2006 г.
08.12.2006 г.
07.12.2006 г.
04.12.2006 г.
02.12.2006 г.
01.12.2006 г.
01.12.2006 г.
30.11.2006 г.
30.11.2006 г.
29.11.2006 г.
29.11.2006 г.
09.11.2006 г.
06.11.2006 г.
06.12.2006 г.
06.11.2006 г.
03.11.2006 г.
02.11.2006 г.
02.11.2006 г.
02.11.2006 г.
27.10.2006 г.
25.10.2006 г.
24.10.2006 г.
24.10.2006 г.
18.10.2006 г.
13.09.2006 г.
13.09.2006 г.
13.09.2006 г.
08.09.2006 г.
07.09.2006 г.
07.09.2006 г.
07.09.2006 г.
06.09.2006 г.
11.08.2006 г.
10.08.2006 г.
10.08.2006 г.
09.08.2006 г.
08.08.2006 г.
03.08.2006 г.
03.08.2006 г.
03.08.2006 г.
04.08.2006 г.
03.08.2006 г.
03.08.2006 г.
27.07.2006 г.
27.07.2006 г.
27.07.2006 г.
27.07.2006 г.
21.07.2006 г.
20.07.2006 г.
20.07.2006 г.
20.07.2006 г.
20.07.2006 г.
19.07.2006 г.
13.07.2006 г.
13.07.2006 г.
13.07.2006 г.
13.07.2006 г.
13.07.2006 г.
06.07.2006 г.
06.07.2006 г.


Copyright © Semey Net.  All rights reserved.

 

РЕКЛАМА