Ул. Найманбаева, 110, каб. 220. Тел. (8-7222) 674-000.  webmaster@semsk.kz  

 
 О компании  Услуги  Статистика  1С: Предприятие 7.7

 

 
НАШ ГОРОД
Новости
Фоторепортажи
Архив новостей
О Семипалатинске
Интернет-карта
Форум  
Гос. закупки
Недвижимость  

УСЛУГИ
Телефонная связь
Подключ. к Интернет
Передача данных
Разм. информации
IP карты
Карты оплаты

КОМПЬЮТЕРЫ
Вирусы
Программы
Сообщи SMS

РАЗВЛЕЧЕНИЯ
Гороскоп
Галерея Валледжо
Галерея Келли


Рейтинг@Mail.ru



.
МСУзация всей страны: шаг вперед иль два шага назад?

Существует извечная формула: чем больше в стране демократии, тем более децентрализованной становится власть. Поэтому принятая еще в 1995 году Конституция РК и предполагала принятие в течение ближайших двух лет Закона, который бы определял механизм подобных преобразований у нас в стране. Увы, прошло уже 11 лет, а местное самоуправление пока так и остается бумажно-эфемерным созданием. Сначала был проект 2000 года, который оказался настолько сырым и нечетким, что под валом справедливой критики был отправлен на доработку. Сегодня Правительством РК подготовлен новый проект Закона «О местном самоуправлении», который внесен для обсуждения в Рабочую группу Госкомиссии по демократизации. Однако и эта версия у многих экспертов в сфере политологии вызывает ряд недоуменных вопросов.

Власть народу

Но для начала стоит напомнить, что же такое демократическое самоуправление и чем оно отличается от подростковых игр «во взрослую самостоятельность». Суть его - децентрализация власти. Различные населенные пункты выбирают себе собственных лидеров, которые решают проблемы своего региона (в этом - кардинальное отличие от существующей сегодня системы местного государственного управления, которая не несет ответственности перед населением за качество своих услуг, а маслихат формируется под патронажем акимата). И здесь главная цель - практическое участие каждого гражданина в решении проблем той местности, на территории которой он проживает. Подобная модель давно известна в мире. Более того, еще в 1985 году в Страсбурге была подписана Европейская хартия о местном самоуправлении (МСУ), на которой выстроена модель управления во многих странах, в том числе и тех, чьи правительства еще полтора десятилетия назад мало чем отличались от деспотического «директивно-нажимного» советского уклада.

Как все воплощается в реальности? Сначала создаются муниципальные округи. Жители округа выбирают себе местное руководство, в чьи функции входит решение финансовых вопросов (от формирования и распределения своего бюджета до введения местных налогов и сборов); планировка и застройка муниципальных территорий, содержание жилищного фонда, детских садов, школ, лечебных учреждений, органов охраны общественного порядка, дорог, памятников и т.д. - то есть абсолютно все местные проблемы.

Это - каркас, на который нанизываются детали, без которых механизм МСУ не может «ожить». К ним, помимо местных выборных органов и избираемых глав, относятся собственный бюджет, контроль над своими доходами и ответственность за эффективное использование услуг. Мы предлагаем вам взглянуть на те «детали» и сопутствующие «агрегаты», из которых казахстанские законотворцы предполагают смонтировать европейскую модель демократического управления на местах. Оценка некоторым из них прозвучала на июньской Международной конференции по вопросам МСУ, организованной Центром анализа общественных проблем в Алматы.

«Разгул демократии»

Первый вопрос касается времени вступления будущего закона в силу. Здесь вместо «точки Х», от которой начнется отсчет жизни новой системы управления, разработчики проекта предлагают поставить многоточие: несмотря на то, что закон будет принят, работать он начнет далеко не везде. Предполагается, что его действие на первом этапе начнет распространяться на добровольной основе в сельских регионах. Фактически, это означает, что маленькие деревеньки и аулы станут образчиком демократических перемен, а города останутся в централизованной системе. Отчего неизбежно и возникает вопрос: в нашем отечестве только сельчане созрели для высокой демократии?

Между тем, ни в одной из стран, где действуют принципы МСУ, оно не вводилось частично, в зависимости от размера муниципалитета или местного сообщества, а охватывало сразу все регионы - от малых сел до крупных городов и краев. Не случайно наша версия вызывает обоснованное недоумение у европейцев. К примеру, доктор экономики и вице-мэр Варшавы Марцин Свенцицкий не удержался от ремарки: «Правительство не может быть добровольным. Представьте, что будет, если кто-то скажет: у нас оно будет, а у нас - нет. То же самое касается и самоуправления».

МСУ не может быть локальным. Оно либо есть везде, либо его нет вообще. А промежуточные фазы не дадут ожидаемого результата демократических преобразований. Добровольной власти, действительно, не бывает. Такое возможно только с общественными объединениями. А это - совсем иной статус. И если западные эксперты в оценке этой части казахстанского законопроекта о МСУ выдерживают завидное хладнокровие и корректность, то отечественные - дают волю и более резким замечаниям. Выступая с комментариями по поводу предлагаемой у нас модели МСУ, лидер партии «Алга» А. Кожахметов саркастически озвучил парадигму грядущих перемен: «Этакий разгул демократии: хотите, создавайте демократическую власть, хотите - нет!»

Две головы в одном казане

Второй тревожный симптом связан с возможностью привести регионы к фактическому двоевластию. Дело в том, что законопроект Правительства РК предлагает, чтобы местное сообщество избирало себе орган МСУ - кенес (от 7 до 15 человек в зависимости от числа населения муниципального округа). Кенес же выбирает тор-ага - «лицо, осуществляющее организацию исполнения решений, принятых кенесом и собранием местного сообщества», то есть главу своего муниципалитета. Однако при этом у нас останутся и аким, и депутаты маслихата. А ведь еще древними тюрками давно было подмечено, что двум бараньим головам не поместиться в одном котле. Однако, вопреки очевидной логике, новый проект предлагает нам именно такой вариант, располагая на одном уровне тор-агу и акима, кенес и маслихат.

Кенес и тор-ага - это избранная власть, которая берет на себя полномочия исполнительной. 90% обязанностей акима ложится на плечи тор-ага. Но аким-то при этом все равно останется. Зачем тогда необходима его должность?

И несмотря на то, что у него отсекается множество полномочий, именно акимам проект закона дает возможность воздействовать как на саму процедуру выборов, так и на их итог. Устав муниципального округа должен согласовываться с акимом, границы муниципалитета утверждаются по представлению акима, сбор подписей осуществляется инициативной группой, образуемой акимом, «который…проверяет достоверность подписей с привлечением соответствующих органов»; «протокол собрания направляется акиму» и т.д. и т.п. Органы МСУ таким образом оказываются под контролем государства.

А тут уже впору вспоминать не только фольклорные идиомы. Оказаться в ситуации, когда у тебя забирают власть, но при этом оставляют возможность контролировать ситуацию - из разряда тех искушений, которые достойны старых библейских притч. Скольким из наших сегодняшних акимов по силам удержать высокие этические принципы и устоять перед таким искушением?

Поэтому и здесь аналитики выносят четкий вердикт: создается третья ветвь власти, но не делается четкого разграничения между нею и существующими. И как подчеркивает директор Центра анализа общественных проблем (PPRC) М. Махмутова, «подобное дублирование властных структур нецелесообразно ни с позиции эффективности управления, ни с финансовой стороны». По мнению же лидера партии «Алга», ситуация может привести и к иному, еще более плачевному: «…аким будет заниматься поддержкой политики Президента и выполнять декларативные функции, а на тор-ага повесят самое сложное и извечно проблематичное - хозяйственную деятельность (и это при смутно прописанном финансовом обеспечении). Что приведет к явному провалу, а потом нам скажут: «Наелись демократии?»

На что будем жить?

Больше всего вопросов вызывает финансовое обеспечение деятельности органов МСУ. Чем он будут владеть будущие муниципалитеты и на что жить?

Проект гласит, что в управление органам МСУ передается имущество, «находящееся в коммунальной собственности», а органы МСУ «вправе передавать объекты собственности местного сообщества во временное или постоянное пользование физическим и юридическим лицам, сдавать в аренду, отчуждать, а также совершать иные сделки». Однако в отечественной Конституции нет понятия «коммунальной собственности». Что же в таком случае отдавать местным сообществам?

Но это не единственное противоречие. Проект закона определяет финансовое обеспечение деятельности органов МСУ так: «средства, переданные из гос.бюджета; средства, поступившие в результаты уплаты добровольных сборов членами местного сообщества; доходы, полученные от оказания услуг на возмездной основе». Но вся беда в том, что уровень сел и поселков (где у нас изначально будут внедряться МСУ) не имеет местного бюджета. А по словам М. Махмутовой, «Министерство финансов неоднократно подчеркивало, ссылаясь на закон о бюджетной системе, что субвенции могут выделяться только бюджетам районов, а бюджетов ниже районного уровня не существует. Например, в Талгаре нет бюджета, т.к. нет маслихата, а маслихат не положен им по конституции. Какие же источники доходов остаются в таком случае для органов МСУ? Возможность создания коммерческих предприятий и самостоятельное налогообложение граждан. Первое представляется сомнительным, потому что в таком случае органы МСУ будут вступать в недобросовестную конкуренцию с частным сектором, вытесняя таким образом частное предпринимательство, а со сбором налогов будут возникать проблемы».

Словом, четко и ясно в законопроекте сказано пока только о самообложении (местное сообщество вводит для себя новые налоги, за счет которых решает свои проблемы). Кто этому обрадуется? Насколько реально выстраивать будущую систему власти, основанную на столь шатком доходе? Тут даже у сторонних наблюдателей прорывается недоумение. И вслед за репликой чешского социолога М. Илнера: «У меня вопрос о добровольных сборах, я не могу представить, как опираться на непредсказуемые деньги», прозвучал и довод эксперта Института экономики города (Москва) М. Масловой: «Должны быть более четко прописаны финансовые потоки: если в кошельке две копейки, то и услуг можно будет предоставить населения ровно на столько же. Планировать МСУ на пустом месте - авантюрно».

Отечественные же эксперты PPRC подчеркивают: «…чтобы органы МСУ могли решать вопросы местного значения, следует обеспечить их соответствующим бюджетом. После этого в Бюджетном кодексе необходимо закрепить бюджеты МСУ» и предлагают перечень налогов, которые должны отойти в ведение местных сообществ.

Цена эксперимента

«Подходы к МСУ - лакмус при определении политического вектора любой страны, и обсуждение МСУ на государственном уровне вселяет оптимизм, но даже беглое знакомство с предлагаемым законопроектом вызывает разочарование и убежденность в том, что такой вариант может лишь дискриминировать идеи демократических преобразований». Это заявление одного из бывших акимов Семипалатинска мог бы стать итоговой оценкой обсуждаемого проекта. Если бы не было еще нескольких факторов.

Разработчики нового закона не скрывают нежизнеспособности своего детища, предлагая считать его пилотным проектом. Между тем, по приблизительной оценке PPRC, содержание тор-ага будет обходиться в 27 млрд. тенге в год. Страна готова платить такую цену за столь сомнительный эксперимент? А ведь мы уже проводили эксперименты по избранию акимов сельских округов и знаем, что такие политические «пробники» обходятся совсем недешево.

Спросят ли у казахстанцев о том, готовы ли они содержать тор-ага и кенес, самооблагаясь? Наконец, для чего изобретать «казахский велосипед», если в новейшей политической истории можно позаимствовать множество примеров реально апробированной и эффективной системы местного самоуправления? В одном из ближайших номеров «НД» познакомит своих читателей с опытом Польши, Чехии Росси и Кыргызстана. А пока, быть может, необходимо просто честно ответить себе на вопрос: нам действительно необходимо МСУ? Или это - формальность, без которой не видать нам членства в европейском сообществе? В последнем случае - зачем так много пыла, давайте обойдемся номинациями. В первом - давайте создавать жизнеспособного здорового ребенка. Время и возможность для этого пока есть.

Вы готовы 
- к тому, что завтра будете выплачивать дополнительные налоги? 
- содержать за свой счет еще один вид власти? 
- к смешению властей в своем регионе? 
- к отчаянному падению авторитета своей страны в глазах демократического сообщества?

Вам хочется
- чтобы власть реально отрабатывала свои полномочия и несла ответственность перед вами? 
- самостоятельно решать, кто будет управлять вашим селом, районом, городом? 
- чтобы Казахстан приблизился к эталонному образцу демократии, отказавшись от централизованной системы управления? 
- быть хозяевами земли, на которой живете?

Эти вопросы таит в себе проект закона «О местном самоуправлении». Будут ли ответы на них, такими, каких вам хочется, зависит от того, какой будет окончательная версия обсуждаемого закона. 

Алла БЕЛЯКИНА  
20 июля 2006 г.
Печатается с разрешения редакции.
При перепечатке материала, ссылка на газету "Наше дело" обязательна.

Все городские новости, публикуемые на нашем сайте вы можете прочитать в архиве, где собрана информация о жизни города с 1999 года.



Архив новостей за 2006г. , 2007г. , 2007г.
25.12.2006 г.
21.12.2006 г.
20.12.2006 г.
08.12.2006 г.
08.12.2006 г.
07.12.2006 г.
04.12.2006 г.
02.12.2006 г.
01.12.2006 г.
01.12.2006 г.
30.11.2006 г.
30.11.2006 г.
29.11.2006 г.
29.11.2006 г.
09.11.2006 г.
06.11.2006 г.
06.12.2006 г.
06.11.2006 г.
03.11.2006 г.
02.11.2006 г.
02.11.2006 г.
02.11.2006 г.
27.10.2006 г.
25.10.2006 г.
24.10.2006 г.
24.10.2006 г.
18.10.2006 г.
13.09.2006 г.
13.09.2006 г.
13.09.2006 г.
08.09.2006 г.
07.09.2006 г.
07.09.2006 г.
07.09.2006 г.
06.09.2006 г.
11.08.2006 г.
10.08.2006 г.
10.08.2006 г.
09.08.2006 г.
08.08.2006 г.
03.08.2006 г.
03.08.2006 г.
03.08.2006 г.
04.08.2006 г.
03.08.2006 г.
03.08.2006 г.
27.07.2006 г.
27.07.2006 г.
27.07.2006 г.
27.07.2006 г.
21.07.2006 г.
20.07.2006 г.
20.07.2006 г.
20.07.2006 г.
20.07.2006 г.
19.07.2006 г.
13.07.2006 г.
13.07.2006 г.
13.07.2006 г.
13.07.2006 г.
13.07.2006 г.
06.07.2006 г.
06.07.2006 г.


Copyright © Semey Net.  All rights reserved.

 

РЕКЛАМА