Ул. Найманбаева, 110, каб. 220. Тел. (8-7222) 674-000.  webmaster@semsk.kz  

 
 О компании  Услуги  Статистика  1С: Предприятие 7.7

 

 
НАШ ГОРОД
Новости
Фоторепортажи
Архив новостей
О Семипалатинске
Интернет-карта
Форум  
Гос. закупки
Недвижимость  

УСЛУГИ
Телефонная связь
Подключ. к Интернет
Передача данных
Разм. информации
IP карты
Карты оплаты

КОМПЬЮТЕРЫ
Вирусы
Программы
Сообщи SMS

РАЗВЛЕЧЕНИЯ
Гороскоп
Галерея Валледжо
Галерея Келли


Рейтинг@Mail.ru



.
Художник, что рисует СМИ

Великолепие древнеримского императорского Колизея и прочная невзрачность силикатного кирпича ХХ века; античный накал страстей и гладиаторски-отчаянная борьба в мире современных бизнес-баталий; монументальные литературные произведения и сиюминутная актуальность журналистики; имидж настоящей акулы пера и какая-то почти калягинская отрешенная синева взгляда... Все это, как фрагменты замысловатой мозаики, в итоге составляют портрет Вадима БАРТАША. И если сказать, что главный редактор «НД», недавно встретивший 45-летний юбилей и готовящийся отметить 10-летие своего печатного детища, - человек, не похожий ни на кого, значит не сказать ничего. Ну, или почти ничего.

Сюжеты, закрученные Историей

Как странно порой переплетается история. Его деды, присягнув разным императорам, один Францу-Иосифу, а другой Николаю II, воевали по разные стороны окопов. Вполне возможно, даже стреляли друг в друга. А позже разделенных линией фронта семипалатинского ремесленника художника и закарпатского украинского хуторянина, австро-венгерского подданного, объединило потомство. Задумывался ли о подобном историческом казусе прадед Вадима Барташа, когда, обустраивая патриархальный сельский быт, не покидая окрестностей хутора, побывал не по своей воле гражданином пяти государств? Закарпатье, немилосердно терзаемое соседями, становилось собственностью то Австро-Венгрии, то Венгрии, то Чехии, то Польши, а позже - советской Украины. И кто знает, невероятная гармоничная красота здешней природы или географическая и политическая мешанина стали толчком для увлечения поэзией, такого странного для крестьянского мировоззрения. Но как бы то ни было, уже дед Вадима не только сам неплохо сочинительствовал, но и прилагал все силы, чтобы развивать этот дар и в своем сыне. Ну а у другого деда (о нем подробнее расскажу ниже) были способности к рисованию. Он мог стать профессиональным художником. Также, кстати, как и брат мамы Вадима, которого этот дед учил с раннего детства рисовать масляными красками. Но, увы, тот 18-летним мальчишкой сгинул в огне следующей войны, Второй мировой. А потому один из дедов все неутолимые мечтания стал прививать внуку, которому суждено было родиться вдали от Закарпатья - в степном Семипалатинске.

Так и получилось, что уже в пятилетнем возрасте Вадим начал выставлять свои работы на выставках детского художественного творчества. Ему исполнилось 6 лет, когда в город на Иртыше приехал второй землянин, побывавший в космосе. Тогда мальчик нарисовал крупное полотно, в центре которого в автомобиле был изображен Герман Титов, встречаемый восторженными горожанами, заполнившими трибуны стадиона «Спартак». Его учителя отмечали редкое для такого раннего возраста умение прорабатывать детали, портретную схожесть Титова, недетскую четкость в прорисовывании лиц зрителей. К одиннадцати годам это было уже сформировавшееся и заметное дарование…небрежно заброшенное легкомысленным мальчишкой после смерти деда. Его увлекли новые интересы, и кисть все реже бралась в руки. Но в нем и по сей день жив тот 11-летний художник, чья рука несколькими штрихами способна создать на листке бумаги, например, силуэт несущегося скакуна.

Впрочем, все это будет позже, а пока, по-прежнему именно войны закручивали сюжеты его будущей биографии. Теперь уже вторая мировая пережевывала благодатную закарпатскую землю. Шальная пуля задела мальчишку Василия - будущего отца Вадима. Чтобы уберечь его от злобствующих оккупантов, могущих заподозрить мальчишку в сочувствии к партизанам, шерстящих округу и охранявших логово фюрера, прибывшего в Винницу, в построенное для него «Вольф-шанце», мать прятала ребенка в деревянной бочке. Однажды в село ворвались фашисты, искавшие партизан. Тщательно обыскивая и осматривая всю хату, один из немцев ткнул штыком в щели бочки, пронзив прятавшемуся там мальчишке ногу. Тот удержал крик боли, утаив его глубоко внутри себя. Быть может, оттого это воспоминание и засело в его памяти на всю жизнь…

Шло время. Война осталась позади. Творческая жилка Барташей сказались и в Василии. В 1950-е вышло два его поэтических сборника. Однако и ему не удалось воплотить свои творческие порывы: он был призван в армию и оказался в Средней Азии, где познакомился с будущей женой и остался жить в Семипалатинске, много лет проработав следователем-оперативником.

Союз романтики и силы

Если фамильная история Вадима от отцовской линии унаследовала необычное сочетание героики и творческих поэтических порывов, то по материнской - сплав силы и романтики. 
Бабушка Вадима Васильевича была единственной наследницей богатого купеческого семейства Неустроевых. Но вопреки устоявшимся традициям, между брачным расширением капитала и искренней привязанностью избрала чувства. Лишенная родительского благословения, а заодно и наследства, она предпочла счастье обоюдной любви к небогатому избраннику, который только и выделялся тем, что был мастеровым с золотыми руками и прекрасно, как настоящий художник, рисовал (об этом деде в двух словах уже упоминали). Годы противостояния с родным семейством были перечеркнуты лозунгами «Вся власть советам» и «Экспроприация экспроприированного». В одночасье зажиточное купеческое счастье обернулось горечью разорения и унижений. На фоне таких потрясений семейные распри казались до смешного малы, а потому семейство во имя собственного самосохранения объединилось.

В семье купеческих последователей Ромео и Джульетты родилась дочь Лидия. Потом, уже сама став мамой, она не раз показывала Вадиму дом предков - кирпичный особняк с полуколоннами, вплоть до 1980-х годов располагавшийся близ нынешнего здания «Банка ТуранАлем». Казалось, хрупкой девочке, родившейся у романтичных влюбленных, должна быть предначертана красивая и легкая линия судьбы. Но та, как будто намеренно решила испытывать ее стойкость и жизнелюбие. Лидия Марковна уже с семнадцати лет оказалась в банковской системе. Молодому ревизору не раз приходилось выезжать в отдаленные райцентры. Однажды по дороге в одно из таких сел на нее с коллегой напали волки. А вскоре чудом спасенная жизнь чуть не оказалась прервана на рельсах. Но даже и железнодорожная катастрофа не сломила силы характера этой хрупкой женщины. Она не поддалась и безнадежному врачебному вердикту: туберкулез. Целенаправленный волевой настрой был настолько силен, что благодаря ему оказалась преодолена и болезнь, и прочие неурядицы жизни, вынудившие ее в одиночку воспитывать сына.

Камни зодчества - как камни преткновения

Статистика утверждает, что чаще всего школьное прошлое одаренных людей редко удостаивается педагогических похвал. Вот и будущего редактора «НД» хвалили далеко не все. Он очень избирательно учился. Если на уроках истории, географии, политэкономии и рисования для Барташа завели отдельную шкалу оценок с тремя, четырьмя и более плюсами, не достижимую соклассниками, то все остальное, казавшееся скучным и занудным, едва вытягивалось на приличный уровень. Правда, однажды смачную «пару» ему влепили на истории. Класс тогда ни слова не понял из спора эрудированного мальчишки и историка о каком-то Митани, древнем царстве в Северном Двуречье, о котором ни слова не было в школьном учебнике. Ясно было одно - учитель «поплыл», запутавшись в том, в чем и сам не особо разбирался, и решил «достойно» выйти из положения, прервав дискуссию «двойкой» неугомонному школяру.

Это страстное увлечение историей, затмившее даже любовь к рисованию, началось, вроде, случайно. Восьмилетний мальчишка оказался на месяц прикованным к больничной койке. От скуки спасали книги. Среди принесенных ему сказок случайно попался учебник по истории древнего мира с рассказами о легионерах и невероятных завоеваниях Александра Македонского. Это оказалось намного интереснее и захватывающе, чем истории о забавном толстячке с пропеллером или о правильных мальчиках Чуке и Геке. И уже через пару лет Вадим с азартом читал не только детские издания, но и научные монографии, посвященные античности. Этот период в развитии человечества и по сей день остается самым любимым у него, а в Семипалатинске, да и в области вряд ли найдется еще один такой же знаток истории Древнего Рима и Древней Греции.

Но, кажется, родовой рок целенаправленно испытывал Барташей на стойкость их творческих увлечений. Школьные годы подходили к концу, и необходимо было определяться с будущей профессией. Мама настаивала на выборе такого профессионального поприща, которое стало бы основой реального благополучия и возможности твердо стоять на ногах. Узнав о том, что ее любимец собирается после 8 класса уходить в Строительный техникум, директор школы, сама историк, сначала схватилась за голову, а потом за руку Лидии Марковны, пытаясь удержать ее и подростка от такого шага, который, по ее мнению, мог бесповоротно загубить способности юного Барташа. Но с третьей попытки, документы забрали, а их обладатель оказался в числе будущих строителей-дорожников. Ничто не радовало и не привлекало в расчетах и чертежах, которыми Вадим занимался только из упрямства и нежелания огорчать маму. Однако мысли его были так же далеки от строительных проектов, как короткие мечи гладиаторов от современных орудий.

Вслед за техникумом последовал и Алма-атинский строительный институт. В институте, где Барташ готовился стать строителем гражданских зданий. Но и жилищное зодчество оказалось слишком далеко от того, к чему стремилась его душа. Это для других учеба здесь казалась красивой аналогией с гранитом архитектурной науки, а он видел в ней лишь кирпичную серость и цементирующую вязкость раствора, которыми, казалось, навсегда заделывается окно в блистательный мир Истории.

Быть может, так оно и случилось бы. Если б опять не болезнь. Отлеживаясь в кровати, Вадим наткнулся на объявление в «Литературной газете» о конкурсе среди молодых прозаиков. Оно и послужило толчком для написания первой повести, - конечно, о Македонском. Придирчивый критик мог обнаружить в этой повести и хромоту стиля, и некую композиционную расшатанность. Но именно с этого небольшого опуса и началась трансформация строительного мастерка в литературное перо.

Вадим Барташ остался верен любимой теме, отчасти расширив географию изысков, но не эпоху. Теперь, помимо Римской империи, в его книгах разворачивалась панорама и эллинистической Греции и всего Древнего Востока. А его работы были отмечены и на одном из творческих фестивалей молодых авторов. Кстати, там же произошла судьбоносная для Вадима встреча с выдающимся казахстанским писателем Морисом Симашко. Мэтр, живший в Алма-Ате, не только оценил творчество молодого автора из Семипалатинска, но и помогал ему нарабатывать художественное мастерство, оттачивать стиль, поддерживал в увлечении любимым и им античным миром. Симашко отметил, что в Казахстане в то время кроме него и Барташа больше никто не занимался столь серьезно античностью.

Чтобы дело стало нашим

Казалось бы, впереди - полный надежд и творческих вершин путь литератора. Но наступили 90-е. Прожектор перестройки высвечивал красивые слова и убогий быт, в котором не осталось места утонченным творческим изыскам. На грани голодной жизни оказались прославленные мэтры отечественной литературы. Что уж говорить о тех, кто только-только начинал! И Барташу, как и многим из нас пришлось делать прагматичный выбор, искать пути выживания. 
Не секрет, что в то время у двадцати-тридцатилетних людей в нашем городе, где одно за другим закрывались практически все предприятия, а государственные учреждения месяцами чахли в ожидании копеечной зарплаты, прямо в день выдачи безжалостно съедаемой инфляцией, было только два пути заработать: воспользоваться нахрапистостью и поддержкой «сильных» родителей или вставать на Пролетарку, пытаясь продать хоть что-нибудь. Не относясь к первой категории любимцев судьбы, недавний начинающий писатель и будущий редактор «НД», перепродавал валюту, подрабатывал где только можно, в том числе и сторожем, а заодно пописывал заметки в появлявшиеся газетки-однодневки.

Тогда-то смутная тоска по настоящему творчеству и неудовлетворенность теми изданиями, в которых приходилось печататься, и привели его к идее о создании собственной газеты. Такой, в которой не было бы традиционных клише советской прессы. Где нашлось бы место и смелым экспериментам, и актуальному дизайну. Которая не навевала бы сонного томления и соответствовала бы действительным интересам читателя. Идея вынашивалась и оттачивалась весь 1995-ый. Сначала главной была идея создать газету, адресованную зарождающемуся классу предпринимателей. Отсюда родилось и имя будущего еженедельника: «Наше дело». Но уже после того, как название зарегистрировали, стало совершенно ясно: газета столь узкой экономической направленности в те годы не наберет в Семипалатинске необходимого для выживания числа читателей. Тогда и родилась концепция той газеты, с которой в конце декабря 1995 года познакомился город.

Открытие «Нашего дело» стало открытием во всех смыслах. Впервые в Семипалатинске вышла газета в таком авторском оформлении и с офсетной печатью. Впервые в семипалатинском издании появился купон, дающий читателю право на размещение бесплатного объявления (до этого такая информация размещалась только на платных условиях). Впервые газета стала цветной. И впервые стала средоточием не только городских новостей, но и размещала на своих страницах познавательную информацию со всего света. (Тогда, во времена всеобщих скромных доходов, мало кто мог себе позволить помимо одной газеты покупать еще и дорогие издания с занимательным чтивом, а заодно и бульварные романы). Здесь много еще чего было впервые. И что потом, кстати, перенималось другими. Вплоть до концепции, отдельных рубрик и даже дизайна. Только делалось это другими. только делалось это другими на более низком уровне и явно было вторичным. Так вот, это стремление всегда быть на шаг впереди остальных и по сей день остается главным качеством «НД». Вы спросите, в чем секрет этого? А секрета особого и нет. Разгадка кроется в том, что главный редактор «НД» не только обладает литературными дарованиями и сам пишет, но и способен прочертить стратегические направления, выстроить концепцию, заложить фундамент финансовой самодостаточности и независимости, и каждый номер сделать живописным шедевром газетного жанра. Вот уже который год «НД» - лучшая газета в регионе, а сегодня по праву считается и лучшей во всем Восточном Казахстане. И впереди у нее долгая жизнь. Потому что ее любит вдумчивый читатель.

Алла БЕЛЯКИНА 
декабрь 2005 г.
Печатается с разрешения редакции.
При перепечатке материала, ссылка на газету "Наше дело" обязательна.

Все городские новости, публикуемые на нашем сайте вы можете прочитать в архиве, где собрана информация о жизни города с 1999 года.



Архив новостей за 2005г. , 2006г. , 2006г.
26.12.2005 г.
26.12.2005 г.
22.12.2005 г.
22.12.2005 г.
22.12.2005 г.
21.12.2005 г.
20.12.2005 г.
15.12.2005 г.
15.12.2005 г.
15.12.2005 г.
08.10.2005 г.
07.12.2005 г.
05.12.2005 г.
04.12.2005 г.
30.11.2005 г.
29.11.2005 г.
29.11.2005 г.
29.11.2005 г.
28.11.2005 г.
23.11.2005 г.
21.11.2005 г.
21.11.2005 г.
17.11.2005 г.
17.11.2005 г.
17.11.2005 г.
16.11.2005 г.
16.11.2005 г.
16.11.2005 г.
11.11.2005 г.
11.11.2005 г.
10.11.2005 г.
10.11.2005 г.
03.11.2005 г.
03.11.2005 г.
27.10.2005 г.
26.10.2005 г.
26.10.2005 г.
26.10.2005 г.
25.10.2005 г.
19.10.2005 г.
07.10.2005 г.
07.10.2005 г.
05.10.2005 г.
30.09.2005 г.
29.09.2005 г.
28.09.2005 г.
29.09.2005 г.
28.09.2005 г.
26.09.2005 г.
26.09.2005 г.
23.09.2005 г.
20.09.2005 г.
17.09.2005 г.
15.09.2005 г.
15.09.2005 г.
15.09.2005 г.
15.09.2005 г.
15.09.2005 г.
13.09.2005 г.
13.09.2005 г.
08.09.2005 г.
08.09.2005 г.
08.09.2005 г.
08.09.2005 г.
07.09.2005 г.
06.09.2005 г.
05.09.2005 г.
03.09.2005 г.
01.09.2005 г.
27.08.2005 г.
27.08.2005 г.
27.08.2005 г.
27.08.2005 г.
25.08.2005 г.
24.08.2005 г.
17.08.2005 г.
10.08.2005 г.
10.08.2005 г.
08.08.2005 г.
05.08.2005 г.
04.08.2005 г.
04.08.2005 г.
04.08.2005 г.
04.08.2005 г.
03.08.2005 г.
02.08.2005 г.
02.08.2005 г.
01.08.2005 г.
01.08.2005 г.
29.07.2005 г.
29.07.2005 г.
28.07.2005 г.
28.07.2005 г.
27.07.2005 г.
26.07.2005 г.
26.07.2005 г.
25.07.2005 г.
22.07.2005 г.
21.07.2005 г.
21.07.2005 г.
19.07.2005 г.
19.07.2005 г.
19.07.2005 г.
15.07.2005 г.
14.07.2005 г.
13.07.2005 г.
13.07.2005 г.
12.07.2005 г.
11.07.2005 г.
08.07.2005 г.
07.07.2005 г.
06.07.2005 г.
05.07.2005 г.
04.07.2005 г.
04.07.2005 г.
04.07.2005 г.


Copyright © Semey Net.  All rights reserved.

 

РЕКЛАМА