Ул. Найманбаева, 110, каб. 220. Тел. (8-7222) 674-000.  webmaster@semsk.kz  

 

 


И у круга есть углы

Премьера спектакля "Квадратура круга" в постановке московского режиссера Владимира Деля произвела эффект разорвавшейся бомбы. Взрывная волна искрометного юмора с львиной долей хлесткого сарказма, хлынувшая со сцены в зал, не оставила ни единого шанса выжить равнодушию и скуке.

Действующего лица, первым возникающего на сцене, не видно, зато хорошо слышно. Это - заводной голос ди-джея радио "Дельтоплан", объявивший, что по просьбе мальчика Эльдара из Семипалатинска звучит песня "Марусечка", под которую на катке познакомились его бабушка с дедушкой. Так ненавязчиво режиссер переносит нас в тридцатые годы - время действия пьесы Валентина Катаева, послужившей отправной точкой спектакля. Впрочем, вряд ли писатель мог представить, что советская действительность в его пьесе примет такой карикатурный вид! Подчеркнуто нелепые пионеры (среди них - беременная школьница с огромными бантами и мальчуган с неизгладимой печатью дауна на физиономии) нестройно маршируют под детские страшилки: "Волосы седеют на головке детской. Хорошо живется нам в стране советской!"

Не менее красноречив образ поэта Емельяна Черноземного - клона глашатая революции Демьяна Бедного. Емельян изводит всех нескладными виршами. Ко всему прочему символы прошлого неплохо уживаются с символами дня сегодняшнего. Ватага комсомольцев отплясывает под саундтрэк к "Бумеру", тоже самое делает вместе с Веркой Сердючкой. Вот на таком причудливом фоне разворачиваются главные события спектакля, в центре которых - взаимоотношения двух семейных пар. Соседи по комнате - Абрам и Василий, не сговариваясь, прощаются с холостяцкой жизнью в один день. Абрам заключает брак с идейной комсомолкой Тонькой Кузнецовой, а Василий женится на хорошенькой мещаночке Людмиле. Перспектива - вчетвером ютится в одной комнатушке - приводит молодоженов в ужас. Но разве у них есть другой выход?

Занятное открытие не заставляет себя долго ждать: друзья ошиблись с выбором спутницы жизни! Еще недавно Абрам был убежден, что любовь - это пережиток гнилого империализма, а основаниями для брака должны служить сходство характеров, рабочий контакт, одинаковая классовая принадлежность и общая политическая установка. У них с товарищем Кузнецовой все это есть. Но почему же тогда они так несчастны? Этот вопрос сводит Абрама с ума, о чем зрителям недвусмысленно сигнализируют санитары психиатрической лечебницы и смирительная рубашка. Ответ приходит сам собой: Абраму нужна жена не соратница по комсомольской организации, считающая работу по дому феодальным пережитком, а заботливая хозяюшка, какой и оказывается… Людмила, жена Василия. Впрочем, нежная забота женушки у самого Василия ничего не вызывает кроме раздражения. Он чувствует себя несмышленышем, которому мамочка не дает сделать и шага самостоятельно. Василий в чепчике в оборочках и ползунках, вырывающийся из пеленок - зрелище незабываемое! Любит же Василий по-настоящему… Тоню Кузнецову, в отличие от Абрама он сумел разглядеть в ней за воинственной маской "солдата революции" нежную, ранимую девичью душу. Тоня отвечает взаимностью Василию, Людмила искренне привязывается к Абраму. Почему же они никак не решатся быть вместе? Все становится ясно по одной фразе Тони Кузнецовой: "Придется поступиться личными интересами ради общих". Ни один шаг героями не делается без одобрения товарища Флавия, внешнее сходство коего со Сталиным ни у кого не вызывает сомнений. "Целуйтесь! Веселитесь!" - великодушно раздает он направо и налево разрешения-приказы. Даже когда товарищ Флавий милостиво позволяет влюбленным соединить свои судьбы, тревожные предчувствия продолжают витать в воздухе. "Сталин" появляется на сцене неизменно в сопровождении странных фигур в камуфляже с масками на физиономиях, которые беспокойно мечутся по сцене, то делая обыск, то заламывая непокорным руки… Заставляет задуматься сцена, в которой Флавий вдруг начинает из револьвера палить по толпе. Когда поверженные тела застывают в изломанных позах, звучит его вальяжный голос: "Ладно, повалялись и будет! Патроны пока холостые!"

Несмотря на негласное присутствие тоталитарного режима, спектакль получился на удивление смешным. Пародийные танцы, дуэль на пластиковых бутылках, самые различные комические ситуации сменяют друг друга, как разноцветные стеклышки в калейдоскопе. Даже самые смелые задумки режиссера осуществились благодаря таланту актеров театра Ф. М. Достоевского.

Газета "Наше дело"Милана ГУЗЕЕВА 
15 апреля 2004 г.
Печатается с разрешения редакции.
При перепечатке материала, ссылка на газету "Наше дело" обязательна.


Copyright © Semey Net.  All rights reserved.

 

РЕКЛАМА