Ул. Найманбаева, 110, каб. 220. Тел. (8-7222) 674-000.  webmaster@semsk.kz  

 

 

.

Зависит ли здоровье горожан от тепла батарей?
Вопрос, конечно, интересный…

Самым неожиданным (по ходу проведения общественными объединениями Семипалатинска мероприятия, связанного с подведением итогов по Году здоровья), можно было назвать выступление советника по социально-экономическим вопросам Семипалатинской Ассоциации некоммерческих организаций (далее САНКО) Толеутая ЖАББАРОВА. Нельзя, конечно, прямолинейно утверждать, что некоторые семипалатинцы болеют часто от того, что у них в домах батареи чуть теплятся, но, возможно, доля истины в этом и есть...

Считая, что здоровье горожан (как эмоциональное, так и физическое) напрямую зависит от того, какая у них стоит “погода в доме”, то есть, изъясняясь простым языком: каков температурный режим радиаторов домашнего отопления, советник САНКО преподнес свои наблюдения достаточно веско, аргументируя их конкретными фактами. Как нам кажется, занимаясь вплотную в течение года жалобами горожан на неимоверные размеры коммунальных платежей и обладая профессиональной привычкой внимательно анализировать любой документ, господин ЖАББАРОВ, действительно, пришел к выводам, которые могут заинтересовать каждого из нас. Каков был ход его рассуждений, вероятно, спросит любознательный читатель? И вот на чем мы хотели бы акцентировать внимание, пересказывая его выступление.

Согласно Конституции РК исполнение законодательных актов Республики Казахстан является обязательным для всех граждан и должностных лиц – такова вполне патриотичная фундаментальная точка отсчета господина советника. Так что в предвзятости и подтасовке фактов заподозрить его трудно, поскольку советник САНКО по социально-экономическим вопросам глубоко чтит и уважает законодательную базу родного государства. Между тем, в реальной жизни, считает г-н Жаббаров, все происходит почему-то наоборот: одни граждане делают вид, что хорошие законы не существуют, другие в силу непонятных причин почему-то не контролируют исполнение хороших законов, а страдаем, к великому сожалению, от искажений хороших законов на местах мы все с вами. Вот так искусственно и возникают социальные проблемы и конфликты, которых могло бы не быть и вовсе, убежден Толеутай Жаббаров.

Наглядный тому пример, считает г-н Жаббаров, – это сложившиеся в Семипалатинске “нездоровые” взаимоотношения между потребителями и услугодателями в сфере коммунальных услуг. Ни для кого не секрет, что сегодня груз накопившихся в этой сфере проблем требует безотлагательных решений, ибо недовольство основной массы горожан (среди которых, согласно местным статистическим данным, 70 % нуждается в дотациях и материальной поддержке) уже столь велико, что экономический крах коммунальной сферы не за горами – яркое свидетельство тому катастрофический рост хронических долгов потребителей перед коммунальщиками. Причем, можно смело утверждать, считает г-н Жаббаров, что даже, если у вас постоянная доходная и престижая работа, львиная доля вашего семейного бюджета тоже перекочевывает из вашего трудового кармана в первую очередь поставщикам тепла - кем бы вы ни работали, хоть банковским служащим, нотариусом или исполнительным директором фирмы. Сегодня мы все с вами стали бесправными заложниками раздутых коммунальных платежей.

Кстати, многие из представителей общественных объединений - участников «круглого стола» в Доме дружбы знают, что данная проблема возникла не вчера, а давно уже перешла в разряд хронических городских болезней, которые, как грипп, регулярно вспыхивают в начале каждого отопительного сезона. И не один только г-н Жаббаров бьет тревогу по “коммунальному” вопросу. Если горожанам не изменяет память, то первыми вскрыли этот “нарыв” и стали в прямом смысле “ходить” по всем инстанциям в поисках справедливости и защиты наши глубокоуважаемые пенсионеры (активисты общественного объединения “Поколения”), кого мизерные пенсии и неимоверные объемы коммунальных платежей запросто так вот лишили элементарных условий нормального существования и заставили в буквальном смысле взвыть от унижения, страха и беспомощности.

Но советник САНКО Т. Жаббаров “пошел” явно другим путем. Он внимательным образом изучил касающиеся данной области нормативные документы. В частности, постановление правительства №474 “О мерах по реализации энергосберегающей политики в Республике Казахстан”, приказ госкомитета РК по ценовой и антимонопольной политике № 13 - 1А "Об организации приборного учета коммунальных услуг, предоставляемых населению", постановление правительства № 889 "Об упорядочении применения норм потребления тепла, горячей и холодной воды”, а также документы, датированные 2000 годом, в которых были утверждены новые правила потребления тепловой энергии и сделан упор на необходимость обязательной установки приборов учета за счет услугодателя и взимание платы за комуслуги только по приборам учета. Как он сам поясняет, интерес к этим государственным документам был у него не праздный: сама жизнь заставляла глубоко вникнуть в них и понять их суть и значимость для потребителей тепловой энергии. А теперь небольшое отступление в сторону от “круглого стола”: вот что рассказал нам Толеутай несколько позже.

Так уж случилось, что в 1995 году купил Т. Жаббаров квартиру в доме на проспекте Шакарима, куда подает тепло и горячую воду 103-я котельная, с которой у него был в 1996 году заключен индивидуальный типовой договор (кажется, 1996 год был единственный в истории городского теплоснабжения, когда Услугодатель заключил с Потребителем индивидуальной договор на предоставление услуг по теплу и горячей воде). Но, по словам Т. Жаббарова, температура в его квартире зимой регулярно в течение длительного времени (с 1995 по 2000 годы) достигала всего 8-10 градусов тепла. По этому поводу он неоднократно письменно обращался в различные государственные инстанции с просьбами исправить положение, сопровождая свои прошения грамотно составленными актами о недополучении тепла. В конечном итоге, устав от бумажной волокиты и убедившись, что годами ничего кардинального в теплоснабжении их дома не меняется, а также считая нецелесообразным платить за недополученные коммунальные услуги в полном объеме без необходимых перерасчетов, Т. Жаббаров, собрав все имеющиеся у него на руках документы, решил защищать свои нереализованные права потребителя тепловой энергии в суде. Тем более что возможность такую ему любезно предоставила сама теплоснабжающая организация. Когда 103-я котельная была передана в управление АЭС «СемТЭЦ», то на Т. Жаббарова был подан иск о принудительном взыскании долга за пользование теплом и горячей водой.

“Я предъявил суду свои аргументы, документально подтвержденные факты о некачественной поставке тепла в мою квартиру, и суд вынес решение о снятии необоснованно начисленной оплаты за 5 лет в сумме 43 тыс. тенге. Затем я подсчитал оплату за горячую воду и уже сам предъявил иск к АЭС «СемТЭЦ» за незаконно предъявленные мне счета. Суд снова вынес решение о снятии с меня необоснованной оплаты за горячую воду, которую мы почти не видели, на сумму 22 тысячи тенге. Всего мне незаконно начислили 65 тысяч тенге за пять лет, а также еще 7 тысяч, которые тоже были сняты судом”…

Вот такую “частную историю из личной жизни” рассказал нам Толеутай Жаббаров. И можно было бы отнестись к ней спокойно: всегда бывают исключения из правил. Но! Аналогичные случаи необычных судебных тяжб рядовых потребителей с теплоснабжающей организацией повторяются. Находятся, видно, смельчаки “бодаться” с титанами. Хотя, действительно, терять им, как правило, кроме долгов, нечего. Но простых и честных плательщиков коммунальных услуг, конечно же, все это, согласитесь, дорогие читатели, сильно нервирует и настораживает. Несколько месяцев, например (лето–осень 2002 года) шло судебное разбирательство по иску АЭС «СемТЭЦ» еще к одному семипалатинцу, где решение суд также принял в пользу потребителя, систематически недополучавшего тепло. А буквально недавно, 21 января 2003 года, по иску потребителя Г. Абишева к теплоснабжающей организации вновь судьей Семипалатинского городского суда № 2 .было вынесено положительное решение в пользу потребителя. Таковы реальные факты.

Возможно, теперь, считает г-н Жаббаров, у семипалатинцев появится естественное желание глубже изучить суть развивающегося конфликта между потребителями и поставщиками коммунальных услуг, чтобы на законном основании требовать перерасчета за тепло от услугодателя, вдвое завысившего тариф. По мнению Жаббарова, незаконной признана и пеня, начисляемая на просроченные платежи. И по этому вопросу, согласно заявлению советника САНКО Т. Жаббарова, Семипалатинская городская прокуратура в феврале 2002 года проводила проверку. Вот как поясняет ситуацию с пеней сам Жаббаров: 
“Прокуратурой был дан мне ответ, что взимание пени без наличия индивидуального типового договора между Услугодателем и Потребителем незаконно. Материалы проверки были направлены в Управление финансовой полиции для принятия процессуального решения…”

На самом деле, о каких взаимных обязательствах может идти речь, если нет документа на оказание услуг?

Далее в своем выступлении перед собравшимися советник САНКО подчеркнул, что еще в декабре 2000 года были утверждены новые правила потребления тепловой энергии, где также сделан упор на необходимость установки приборов учета за счет услугодателя и взимание платы за услуги только по приборам. Однако и он игнорируется… Между тем, по мнению г-н Жаббарова, лично сам Президент Республики давал четкое указание Антимонопольному комитету и другим органам госконтроля обеспечить установку приборов учета населению за счет поставщиков коммунальных услуг, определив условия поэтапного погашения стоимости приборов, чтобы оплата за коммунальные услуги производилась только по показаниям приборов учета. И правительство РК поручило акимам областей установить контроль за реализаций постановлений госкомитета РК по ценовой и антимонопольной политике. В связи с этим местными исполнительными органами было поручено незамедлительно провести работу по определению фактического потребления коммунальных услуг, согласно имеющимся приборам учета и ввести новые нормы потребления на основании показаний приборов учета. Таким образом, тарифы на тепло, горячую и холодную воду были действительно снижены на половину решением акима г. Семипалатинска в мае 1997 года и утверждены по теплоснабжению в размере 24 тенге 5 тиын за 1 кв. м в месяц (в домах, где нет приборов учета). Тариф 24,05 тенге взят на основании фактического показания учетов прибора, которые работают только в отопительный сезон, т.е. 6 месяцев. Но платить потребителей обязали по 24,05 тенге в домах, где нет приборов учета, почему-то весь год, т.е. 12 месяцев. Иными словами, в два раза дороже - вместо понижения оплаты за тепло потребители получили двойное подорожание. Мало того, перед началом отопительного 2001-2002 сезонов тариф на оплату за 6 месяцев в отопительного сезона увеличился до 50 тенге за 1 кв. м в домах, где нет приборов учета. И снова цитирую господина советника САНКО: “Если бы Услугодатели начисляли оплату по закону, то, согласно проведенному мною анализу оплаты за тепло за 2000-2001 годы по центральным котельным города, Потребители в домах, у которых не установлены приборы учета тепла, должны были бы платить за 1 кв. м жилья от 11 до 12 тенге круглогодично, а им начислена оплата по 25 тенге 26 тиын, то есть вдвое дороже. Кто дал такое право Услугодателям, и кто защитит Потребителя?”
И в завершении своего необычного выступления на «круглом столе» г-н Жаббаров высказал вслух пожелание создать при акимате комиссию, в состав которой вошли бы представители: прокуратуры, гормаслихата, антимонопольного комитета, ЖКХ, услугодатели, общественных организаций, председатели КСК, которые проанализировали бы проблему и выяснили, откуда такие метаморфозы. Авось и стала бы тогда законодательная база настоящим правовым щитом для потребителей.

PS. Безусловно, прежде всего, готовя данный материал к публикации, мы искренне надеемся получить от администрации города подробные разъяснения на вопросы, которые поднял на «круглом столе» Толеутай Жаббаров.

С господином советником беседовала
Майя КУЗНЕЦОВА
Газета "Голос народа"
7 февраля 2003 г.


Copyright © Semey Net.  All rights reserved.

 

РЕКЛАМА