Ул. Найманбаева, 110, каб. 220. Тел. (8-7222) 674-000.  webmaster@semsk.kz  

 

 

.

Подробности из жизни "правнука" ликбеза

Так называемая оптимизация 1990-х годов унесла в небытие множество учреждений здравоохранения, культуры, образования. Не избежали этой плачевной участи и вечерние школы. Но не исчезли причины, по которым подростки вовремя не получают школьное образование. Рано или поздно перед ними встает вопрос о необходимости наверстать упущенное, а значит и вопрос - где и как продолжить гарантированное конституцией бесплатное школьное обучение. Сегодня к этой цели может привести, пожалуй, только один путь - экстернат.

Заметим сразу: это нелегкий путь к знаниям. Подав в начале учебного года заявление и представив документы об уже имеющемся образовании, экстерн начинает самостоятельно осваивать учебные программы по всем школьным предметам, за исключением музыки, НВП, черчения, физкультуры, труда. В апреле-мае он должен пройти аттестацию, и лишь после этого допускается к экзаменам, которые сдаются в те же сроки и в той же форме, какие установлены для обычных школьников.

Итог - долгожданный аттестат, который имеет ту же силу, что и обычное свидетельство об окончании школы. Но итог этот должен быть заслуженным. В противном случае нерадивый экстерн становится второгодником. И тут уж придется поднапрячься, поскольку экстернат ограничен тремя попытками. Если учащийся три года подряд не может сдать экзамены, с надеж, дои получить аттестат ему придется расстаться.

Хотя Министерством образования инструкция об экстернате была разработана еще в середине девяностых годов, в Семипалатинске такая система начала работать только в 1998 году. Тогда в администрацию средней школы № 3 обратились ее бывшие ученики, по разным причинам не закончившие обучение. Сегодня именно на базе этой школы можно в форме экстерната получить школьное образование на русском языке и в 42 школе - на казахском.

По словам директора СШ № 3 С.В. Дикова;уровень знаний экстернов немногим отличается от уровня среднестатистических школьников. Накопленный ими (в отличие от школьных подростков) жизненный опыт позволяет глубже и серьезнее постичь гуманитарные предметы, а вот с точными науками сложнее. Другая проблема, с которой сталкиваются экстерны, учебные пособия. Школа снабжает их программами, вопросами, билетами, дает право пользоваться своей библиотекой. Но вот учебников подчас не хватает. И все же самая главная трудность кроется именно в самостоятельности постижения школьных наук. И здесь экстерну приходится либо рассчитывать только на собственные силы и способности, либо прибегать к услугам репетиторов. По желанию экстерна такие услуги на платной основе может оказывать и школа.

И,наконец, возрастные рамки: к обучению в форме экстерната за курс полной школы (9 классов) не допускаются дети младше 14 лет, за курс средней школы (11 классов) - младше 16. А вот верхний возрастной предел не ограничен, И если, благодаря силе не так давно почившей системы советского образования, у нас пока нет людей среднего и старшего возраста, не имеющих школьного образования, то вполне вероятно, что последнее кризисное десятилетие породило немалое число молодых людей, которые не закончили школу и решат исправить этот пробел еще не скоро. Так что, быть может, среди экстернатов появятся и сорокалетние школяры и даже старше.

Газета "Наше дело"

Алла БЕЛЯКИНА
18 декабря 2003 г.
Печатается с разрешения редакции.
При перепечатке материала, ссылка на газету "Наше дело" обязательна.


Copyright © Semey Net.  All rights reserved.

 

РЕКЛАМА