Ул. Найманбаева, 110, каб. 220. Тел. (8-7222) 674-000.  webmaster@semsk.kz  

 

 

.
Имидж всё!

Всегда радостно видеть по российским центральным каналам сюжеты о нашем с вами родном Казахстане. Интересно становится, какой представляют нашу жизнь теперь в России. Это уже заграница, хотя недавно мы были не просто соседями, а даже сестрами-республиками.

И вот сюжет в программе «Жди меня». Повествование начинается с семнадцатого века, показывают соответственно степь, юрту, девушку с домброй, табуны лошадей. Зритель понял, что речь идет о Казахстане. Далее повествование переносится в наше время, но картинка не меняется - та же юрта, те же табуны. Когда показывают дикие племена в Африке, мы думать начинаем, что люди там повсюду сидят на пальмах и едят бананы. Соответственно, когда далекому от Казахстана человеку покажут такой сюжет, он решит, что все у нас живут в юртах и едят только мясо. Мы, конечно, преувеличиваем немного, к России мы все-таки ближе, чем Африка, и все же, и все же...

Мониторинговая группа ИАЦ «Прогноз» провела исследование о том, что знают о нас в России. Только треть опрошенных осведомлена, что столицей Казахстана ныне является Астана. Слово «Казахстан» у россиян вообще ассоциируется в первую очередь с Байконуром - «великим космодромом», «полигоном ракетным» (16%), а также - со «степями» (16%). Третья по частоте ассоциация - целина, ее «поднимали все, а теперь она досталась Казахстану» (8%). Про коренное население, традиции и быт его вспомнили 7% опрошенных («основное население - казахи»; «бывшие кочевники»; «юрты»; «плов»; «народные казахские костюмы»). Еще 3% упоминают о городах и достопримечательностях («красивый город Алма-Ата»; «высокогорный каток Медео»; «Экибастуз»; «город Ленинск»; «новая столица Астана»). Хотя в Алматы более миллиона жителей и наша столица ничуть не уступает другим столицам, видимо, хочется заграничным гостям экзотики, вот и представляют они Казахстан как азиатский кактус. Неинтересно показывать нас такими, как и остальные, как те же соседи. А когда российская реклама позиционируется на казахстанских зрителей, лучше объяснить им все на пальцах, показать юрты и непременно лошадей.

Взять хотя бы рекламу «Фейри» - Карасу и Аксу борются за невесту. Красивый, достаточно дорогой ролик. Но опять - степь, опять юрта, опять лошади. Есть такое понятие - стереотип, т.е. схематизированное представление о чем-то. Кажется, у россиян уже твердо сложился о Казахстане стереотип. Что касается Байконура, о котором помнит большинство россиян,
то они не воспринимают его как часть Казахстана, а, скорее, представляют его как филиал России в нашей республике.

Вернемся к СМИ - через них проще сегодня получить какую-то информацию, в том числе и о Казахстане. Та же мониторинговая группа ИАЦ «Прогноз» провела другое исследование, на этот раз о том, как наша страна представлена в средствах массовой информации Российской Федерации. Она пришла к таким выводам: «нас практически незаметно в СМИ России». Говорится в основном о «политической интеграции». Все представления россиян о жизни в стране связаны, в основном, с прошлыми, советскими временами (Медео, яблоки "Апорт"...). А вот неблагоприятную (политическую, экономическую и т.п.) обстановку в соседних государствах автоматически переносят почему-то на нас.

Нашему казахстанскому глазу всякое упоминание о нас в российских СМИ заметно. Мы-то с вами знаем, где правда, а где нет. А вот доверчивые россияне верят буквально всему. Например, выступает сборная Астаны в Высшей Лиге КВН. И неплохо, согласитесь. И на фестивале девушка из российской команды поет нашему соотечественнику что-то вроде «вы через границу перевозите нам радость и смех, именно поэтому мы и ждем команду из Казахстана». Это тот тонкий намек, который проходит через все игры нашей команды в России. Чуйская долина - это Приуралье, производимые в Актюбинске заводом "Wimpex", и в Западной Сибири нашим "Семей-Су", а также пиво "Восток-пиво", буквально ящиками увозят их россияне на родину, в память о хлебосольном Казахстане. Они признают, что наш "веселящий" продукт качественнее. Ну и пусть вывозят, хватит на все СНГ, т.к. процветает у нас, в основном - эта промышленность. По какой-нибудь другой - нас в России не знают. Наверное, на этом и зарабатывают в том числе и те откормленные мужички, появляющиеся в новостных сюжетах про Казахстан. Россияне, вполне возможно, думают, что все это декорации, а где-нибудь невдалеке стоят двух- и трехэтажные юрты-особняки этих уверенных мужичков.

В Казахстане деньги вкладывают в водку, нефть и, как в любой цивилизованной стране, в шоу-бизнес. Высшим достижянием для нас является то, что наши исполнители появляются на российской сцене. После того, как Бари Каримович Алибасов заявил, что он из нашей Восточно-Казахстанской области, из глухого провинциального Чарска, дорога в российские чарты для казахстанских исполнителей открылась. Долгое время наш слух услаждала группа «А-Студио», постепенно ставшая российской. Видимо поэтому солист Батырхан Шукенов не выдержал, вернулся к родным юртам. Волна патриотизма захлестнула нас в году 97, когда на MTV в программе «12 злобных зрителей» одна из «судей» долго смеялась над песней «А-Студио», не понимая, как вообще в Казахстане может быть какая-то группа. Доказали, может. Песня «Арман Жолдар» группы «Мюзик-Кола» на казахском языке долго была в ротации на том же MTV.

Но все же мы присоединились бы,наверное, к той девушке, если увидели бы на российском канапе клип группы «101». А тем не менее именно они представляли недавно Казахстан на конкурсе «Новая Волна». Ладно Дильназ Ахмадиева, у нее - яркая внешность, обаяние и пусть средненький, но голос. В общем, не объяснишь же россиянам, что таким группам, как «Уркер» или «JCS» капитала для выхода на Россию не хватает, а к ним едут, в общем, не самые хорошие представители нашей попсы.

Вот поэтому и встречают зачастую наших соотечествеников, уезжающих в Россию, со словами «Понаехали...». Думают, что из Казахстана люди бегут в цивилизацию, бегут от дикости, неустроенности. Даже год Казахстана в России вряд ли прояснит ситуацию. Если россиянину посмотреть наши каналы, то он увидит, чем заполняют те самые директивные 50% собственного вещания: 30% - песни с домброй и без, 60% - интервью по одним и тем же 3-4-ем хотя и наболевшим темам, гости для которых, изрядно также поднадоевшие, кочуют с канала на канал и изрекают прописные истины. Так, по крайней мере, в нашем городе который год и происходит. Будь это государственный вроде бы канал или тем более частный, еще более неумный и по-провинциальному захолустно убогий. А ведь с 2004 года обяжут местные телекомпании к минимуму свести ретрансляцию. Те из зрителей, кто не подсуетится до этого времени, могут для сохранения душевного равновесия и во избежание нервного расстройства выбросить свой телевизор на свалку или разобрать его и сдать на цветной металл.

Кстати, раз затронули Семипалатинск, то, между прочим, он известен все-таки достаточно широко. Во-первых, по тому, что под боком бывший полигон. Не только в Казахстане, но и в России знают о нем, знают также, что мы светимся по ночам, имеем и запасные части тела. И, узнав, что ты из Семипалатинска, смотрят на тебя с любопытством. А что ты выкинешь? Но самому Казахстану Семипалатинск более известен все же, как бандитский город. Петербург и рядом не поставишь.

Казахстан не готов к экспорту своего имиджа зарубеж, Казахстан, как нам кажется, сам плохо представляет свой образ (или не представляет его вообще). У нас есть более чем достойные люди, их просто нужно вовремя поддержать, подтолкнуть или попросту пропустить. Видимо мы - все еще очень молодое государство, которому, чтобы его заметили с лучшей стороны, нужно показывать что-то, помимо президента (которого в России уважают). Короче, лучше работать на себя, а там и нас заметят. И узнают о нас не только в соседней с нами России.

Газета "Наше дело"Антонина ИВАНЬКО и Елена ГАЙНИТДИНОВА
30 октября
2003 г.
Печатается с разрешения редакции.
При перепечатке материала, ссылка на газету "Наше дело" обязательна.


Copyright © Semey Net.  All rights reserved.

 

РЕКЛАМА