Казахстан, г Семей (Семипалатинск), ул. Найманбаева, 110, каб. 220. Тел. (8-7222) 674-000 
 

Город - не напасть, как бы в городе не пропасть
Почти четверть беженцев из сел региона ютятся в дачных домиках


Примерно пять лет назад Семипалатинск столкнулся с новой проблемой - массовой миграцией на его окраины жителей сельских районов. Первое время этот процесс никем не контролировался, лишь горожане, продавая переселенцам дачи, недоумевали: как они собираются зимовать в неприспособленных для этого летниках. Но постепенно беженцы из погибающих сел вписались в городскую жизнь, их стали обслуживать учреждения здравоохранения, они получили прописку, а их дети были приняты в среднюю школу в п. Восточный. Последние и стали респондентами социологического опроса, проведенного руководителем социологического центра СГУ, доцентом Алексеем Петровичем Коноваловым.

- Опрос проведен с помощью педагогического коллектива школы, в исследовании представлены ответы 152 респондентов - старшеклассников, прибывших в город из сельской местности в течение последних пяти лет. Наша цель - попытка выявить, как характер условий учебы и воспитания данного контингента школьников, так и причины их миграции в город; насколько оправдались ожидания респондентов по поводу условий учебы и жизни в Семипалатинске.

- Каковы главные причины миграции? Закончен ли ее основной поток?

- Судя по ответам детей, наибольший приток сельского контингента в сш № 12 приходится на 1997 и 2001 годы (66%), а в прошедшем году прибыло 26,4% от всех опрошенных. Это в три раза больше, чем в предыдущие три года вместе взятые. И эти цифры дают основания предположить, что активность миграции сельского населения не уменьшается. География родины мигрантов весьма обширная: более 60 сел и поселков бывшей Семипалатинской области, есть представители Восточно-Казахстанского региона, даже Жамбылской и Алматинской областей, но последних - единицы. Что, в свою очередь, еще раз доказывает объективную обусловленность мотивов при выборе города - территория и сформировавшаяся социально-культурная среда. То есть именно из населенных пунктов бывшей области идет миграция в Семипалатинск.

Причины переезда в город не отличаются разнообразием:безработица, недостаток средств для существования, снижение численности проживающих, закрытие школ, старших классов, отсутствие больниц, поликлиник и др. То есть в качестве основного детерминанта переезда в город выступает социально-экономический фактор. Хотя изначальной причиной ухудшения социальных условий проживания на селе, как известно, явилось расформирование совхозов и колхозов.

- И все-таки, наш город не отличается социально-экономическим подъемом, как например, Астана. Почему тогда сельчане предпочитают его, остаются здесь?

- Во-первых, абсолютному большинству опрошенных нравиться жить и учиться в Семипалатинске. К тому же респонденты неплохо освоились в нашем городе. По крайней мере, почти 90% из них уже завели себе городскихдрузей. Во-вторых, 65,2% родителей опрошенных детей трудоустроились, имеют возможности зарабатывать себе на жизнь, что было нереально в селе. Это дает основания еще раз убедиться, что в условиях социально-экономического спада более крупные полисы, в отличие от мелких, сохраняют гораздо больше возможности для жизни и развития людей. К тому же города, как известно, меньше подвержены демографическому размыванию, хотя бы ло той причине, что их численность стабилизирует приток сельского населения.

- Соответствуют ли знания бывших сельчан уровню городской школы?

- Только "5" и "4" имеют 22,4% опрешенных, что на порядок ниже, чем в среднем по городу (32,6%). Соответственно оказалось больше троечников (на 12,8%) и двоечников (на 4,2%).

Причина такой разницы хорошо известна - относительно низкий уровень сельского образования (всех стадий). Однако социологами выявлены и другие причины отставания. Например, именно среди данной категории больше тех, кто не располагает достаточными возможностями для плодотворной учебы, интеллектуального и физического развития; 13,1% - не имеют одного из родителей; 34,8% и 48%. соответственно, - отцы и матери не имеют постоянной работы;  38,2% - живут в семьях, которые не имеют собственного жилища; - 23,7% - ютятся в дачных домиках; 33% - не имеют отдельной комнаты для отдыха, выполнения домашних заданий, столько же не располагают отдельным письменным столом;  51% - не обеспечены учебниками по всем предметам;  только 25% - занимаются дополнительно в кружках и секциях; только 32,3% имеют возможности регулярно смотреть телепередачи.

- Наверняка приезжие тоже имеют какие-то претензии к городским условиям?

- Хотя в целом дети отмечают, что учиться в городе гораздо лучше, чем в селе, тем не менее, их весьма огорчают проблемы школьного образования, И некоторые из них не могут оставлять равнодушными всех нас, а также тех, кто по долгу службы обязан заботиться о создании благоприятных условий для образования и воспитания детей - будущего Республики, как часто можно слышать из уст больших и маленьких руководителей, Вот что написали дети в этой графе:
- Необходима казахская школа в п. Восточном, аким города обещал заняться этим вопросом, хотелось, чтобы сдержал свое слово.
- Школа остро нуждается в элементарных вещах: партах, столах, стульях, учебниках, наглядных пособиях (карты) и др.
- Нужны средства для ремонта школы, но лучше бы прекратить практику сбора денег с родителей, которые и без того испытывают серьезные материальные затруднения.
- Хочу иметь нормальную одежду, заниматься в кружках и секциях, но для этого нет средств.
- Я - сирота, мне часто не хватает денег даже на скромную одежду.

- Нужно ли выделять школьниковмигрантов в отдельную социальную категорию? Или их проблемы достаточно специфичны?

- Думаю, социологический срез зафиксировал своеобразие социальных проблем школьников, которые прибыли в наш город из сельской местности. Это своеобразие выразилось прежде всего в том, что в отличии от учащихся-горожан, первые испытали и продолжают испытывать гораздо больше социальных неудобств, что, естественно, отрицательно сказывается на уровне их образовании, воспитания в целом. То есть ситуация диктует обществу, что такая категория детей нуждается в дополнительном внимании со стороны государств. По крайней мере, необходимо создание таких условий (образовательных, педагогических), которые позволили бы без издержек быстро адаптировать сельских ребят к уровню городской школьной подготовки, к городскому образу жизни, В целом проблема сельских ребят-мигрантов нуждается в более глубокой научной проработке. А затем - принятии комплексной программы для работы сданной категорией школьников.

Айгуль БИДАНОВА
28 июня 2002
Печатается с разрешения редакции.
При перепечатке материала, ссылка на газету "Наше дело" обязательна.


 

ПОИСК

Пользовательского поиска

GOOGLE

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ

Литературно-мемориальный музей Ф. М. Достоевского
Mузей изобразительных искусств имени семьи Невзоровых
Дом-музей Абая
Историко-краеведческий музей
Воскресенский собор
Мечети
Ямышевские ворота
Подвесной мост через р. Иртыш
Дворец бракосочетаний
Дворец молодежи
Библиотека им. Абая
Биологический центр
Памятник Абаю
Стела в честь 250-летия Семипалатинска
Сквер памятников истории
Герб Семипалатинска
Дом губернатора
Часовня Николая Святителя
Музей полиграфии
Семипалатинская государственная медицинская академия

АРХИВ НОВОСТЕЙ

2010 г. октяб.-декабрь
2010 г. июль-сентябрь
2010 г. апрель-июнь
2010 г. январь-март
2009 г. октяб.-декабрь
2009 г. июль-сентябрь
2009 г. апрель-июнь
2009 г. январь-март
2008 г. октяб.-декабрь
2008 г. июнь-сентябрь
2008 г. январь-июнь
2007 г. июль-декабрь
2007 г. январь-июнь
2006 г. июль-декабрь
2006 г. январь-июнь
2005 г. июль-декабрь
2005 г. январь-июнь
2004 г. июль-декабрь
2004 г. январь-июнь
2003 г. июль - декабрь
2003 г январь-июнь
2002 г. май - декабрь
2002 г. январь-апрель
2001 г. июль - декабрь
2001 г. январь - июнь
2000 г. август - декабрь
2000 г. январь - июль
1999 г. август - декабрь

ПАРТНЕРЫ

© 1998-2009. ТОО "SemeyNet". Все права защищены.