Казахстан, г Семей (Семипалатинск), ул. Найманбаева, 110, каб. 220. Тел. (8-7222) 674-000 
 О компании  Услуги  Статистика  1С: Предприятие 7.7
 

Город - не напасть, как бы в городе не пропасть
Почти четверть беженцев из сел региона ютятся в дачных домиках


Примерно пять лет назад Семипалатинск столкнулся с новой проблемой - массовой миграцией на его окраины жителей сельских районов. Первое время этот процесс никем не контролировался, лишь горожане, продавая переселенцам дачи, недоумевали: как они собираются зимовать в неприспособленных для этого летниках. Но постепенно беженцы из погибающих сел вписались в городскую жизнь, их стали обслуживать учреждения здравоохранения, они получили прописку, а их дети были приняты в среднюю школу в п. Восточный. Последние и стали респондентами социологического опроса, проведенного руководителем социологического центра СГУ, доцентом Алексеем Петровичем Коноваловым.

- Опрос проведен с помощью педагогического коллектива школы, в исследовании представлены ответы 152 респондентов - старшеклассников, прибывших в город из сельской местности в течение последних пяти лет. Наша цель - попытка выявить, как характер условий учебы и воспитания данного контингента школьников, так и причины их миграции в город; насколько оправдались ожидания респондентов по поводу условий учебы и жизни в Семипалатинске.

- Каковы главные причины миграции? Закончен ли ее основной поток?

- Судя по ответам детей, наибольший приток сельского контингента в сш № 12 приходится на 1997 и 2001 годы (66%), а в прошедшем году прибыло 26,4% от всех опрошенных. Это в три раза больше, чем в предыдущие три года вместе взятые. И эти цифры дают основания предположить, что активность миграции сельского населения не уменьшается. География родины мигрантов весьма обширная: более 60 сел и поселков бывшей Семипалатинской области, есть представители Восточно-Казахстанского региона, даже Жамбылской и Алматинской областей, но последних - единицы. Что, в свою очередь, еще раз доказывает объективную обусловленность мотивов при выборе города - территория и сформировавшаяся социально-культурная среда. То есть именно из населенных пунктов бывшей области идет миграция в Семипалатинск.

Причины переезда в город не отличаются разнообразием:безработица, недостаток средств для существования, снижение численности проживающих, закрытие школ, старших классов, отсутствие больниц, поликлиник и др. То есть в качестве основного детерминанта переезда в город выступает социально-экономический фактор. Хотя изначальной причиной ухудшения социальных условий проживания на селе, как известно, явилось расформирование совхозов и колхозов.

- И все-таки, наш город не отличается социально-экономическим подъемом, как например, Астана. Почему тогда сельчане предпочитают его, остаются здесь?

- Во-первых, абсолютному большинству опрошенных нравиться жить и учиться в Семипалатинске. К тому же респонденты неплохо освоились в нашем городе. По крайней мере, почти 90% из них уже завели себе городскихдрузей. Во-вторых, 65,2% родителей опрошенных детей трудоустроились, имеют возможности зарабатывать себе на жизнь, что было нереально в селе. Это дает основания еще раз убедиться, что в условиях социально-экономического спада более крупные полисы, в отличие от мелких, сохраняют гораздо больше возможности для жизни и развития людей. К тому же города, как известно, меньше подвержены демографическому размыванию, хотя бы ло той причине, что их численность стабилизирует приток сельского населения.

- Соответствуют ли знания бывших сельчан уровню городской школы?

- Только "5" и "4" имеют 22,4% опрешенных, что на порядок ниже, чем в среднем по городу (32,6%). Соответственно оказалось больше троечников (на 12,8%) и двоечников (на 4,2%).

Причина такой разницы хорошо известна - относительно низкий уровень сельского образования (всех стадий). Однако социологами выявлены и другие причины отставания. Например, именно среди данной категории больше тех, кто не располагает достаточными возможностями для плодотворной учебы, интеллектуального и физического развития; 13,1% - не имеют одного из родителей; 34,8% и 48%. соответственно, - отцы и матери не имеют постоянной работы;  38,2% - живут в семьях, которые не имеют собственного жилища; - 23,7% - ютятся в дачных домиках; 33% - не имеют отдельной комнаты для отдыха, выполнения домашних заданий, столько же не располагают отдельным письменным столом;  51% - не обеспечены учебниками по всем предметам;  только 25% - занимаются дополнительно в кружках и секциях; только 32,3% имеют возможности регулярно смотреть телепередачи.

- Наверняка приезжие тоже имеют какие-то претензии к городским условиям?

- Хотя в целом дети отмечают, что учиться в городе гораздо лучше, чем в селе, тем не менее, их весьма огорчают проблемы школьного образования, И некоторые из них не могут оставлять равнодушными всех нас, а также тех, кто по долгу службы обязан заботиться о создании благоприятных условий для образования и воспитания детей - будущего Республики, как часто можно слышать из уст больших и маленьких руководителей, Вот что написали дети в этой графе:
- Необходима казахская школа в п. Восточном, аким города обещал заняться этим вопросом, хотелось, чтобы сдержал свое слово.
- Школа остро нуждается в элементарных вещах: партах, столах, стульях, учебниках, наглядных пособиях (карты) и др.
- Нужны средства для ремонта школы, но лучше бы прекратить практику сбора денег с родителей, которые и без того испытывают серьезные материальные затруднения.
- Хочу иметь нормальную одежду, заниматься в кружках и секциях, но для этого нет средств.
- Я - сирота, мне часто не хватает денег даже на скромную одежду.

- Нужно ли выделять школьниковмигрантов в отдельную социальную категорию? Или их проблемы достаточно специфичны?

- Думаю, социологический срез зафиксировал своеобразие социальных проблем школьников, которые прибыли в наш город из сельской местности. Это своеобразие выразилось прежде всего в том, что в отличии от учащихся-горожан, первые испытали и продолжают испытывать гораздо больше социальных неудобств, что, естественно, отрицательно сказывается на уровне их образовании, воспитания в целом. То есть ситуация диктует обществу, что такая категория детей нуждается в дополнительном внимании со стороны государств. По крайней мере, необходимо создание таких условий (образовательных, педагогических), которые позволили бы без издержек быстро адаптировать сельских ребят к уровню городской школьной подготовки, к городскому образу жизни, В целом проблема сельских ребят-мигрантов нуждается в более глубокой научной проработке. А затем - принятии комплексной программы для работы сданной категорией школьников.

Айгуль БИДАНОВА
28 июня 2002
Печатается с разрешения редакции.
При перепечатке материала, ссылка на газету "Наше дело" обязательна.



Архив новостей за 2002г. , 2003г. , 2003г.
23.12.2002 г.
23.12.2002 г.
20.12.2002 г.
06.12.2002 г.
05.12.2002 г.
05.12.2002 г.
05.12.2002 г.
05.12.2002 г.
05.12.2002 г.
29.11.2002 г.
29.11.2002 г.
29.11.2002 г.
29.11.2002 г.
22.11.2002 г.
22.11.2002 г.
22.11.2002 г.
22.11.2002 г.
22.11.2002 г.
22.11.2002 г.
22.11.2002 г.
22.11.2002 г.
15.11.2002 г.
15.11.2002 г.
15.11.2002 г.
15.11.2002 г.
08.11.2002 г.
04.11.2002 г.
01.11.2002 г.
25.10.2002 г.
25.10.2002 г.
25.10.2002 г.
18.10.2002 г.
18.10.2002 г.
11.10.2002 г.
11.10.2002 г.
11.10.2002 г.
07.10.2002 г.
07.10.2002 г.
07.10.2002 г.
07.10.2002 г.
07.10.2002 г.
04.10.2002 г.
03.10.2002 г.
27.09.2002 г.
27.09.2002 г.
27.09.2002 г.
27.09.2002 г.
13.09.2002 г.
06.09.2002 г.
30.08.2002 г.
30.08.2002 г.
16.08.2002 г.
16.08.2002 г.
12.07.2002 г.
06.07.2002 г.
06.07.2002 г.
05.07.2002 г.
30.06.2002 г.
30.06.2002 г.
30.06.2002 г.
24.06.2002 г.
24.06.2002 г.
21.06.2002 г.
21.06.2002 г.
15.06.2002 г.
14.06.2002 г.
14.06.2002 г.
12.06.2002 г.
12.06.2002 г.
08.06.2002 г.
08.06.2002 г.
08.06.2002 г.
08.06.2002 г.
02.06.2002 г.
02.06.2002 г.
01.06.2002 г.
01.06.2002 г.
24.05.2002 г.
21.05.2002 г.
21.05.2002 г.
21.05.2002 г.
21.05.2002 г.
20.05.2002 г.
18.05.2002 г.
18.05.2002 г.
18.05.2002 г.
18.05.2002 г.
18.05.2002 г.
16.05.2002 г.
14.05.2002 г.
09.05.2002 г.
09.05.2002 г.
04.05.2002 г.
04.05.2002 г.
04.05.2002 г.
01.05.2002 г.

 

ПОИСК

Пользовательского поиска

GOOGLE

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ

Литературно-мемориальный музей Ф. М. Достоевского
Mузей изобразительных искусств имени семьи Невзоровых
Дом-музей Абая
Историко-краеведческий музей
Воскресенский собор
Мечети
Ямышевские ворота
Подвесной мост через р. Иртыш
Дворец бракосочетаний
Дворец молодежи
Библиотека им. Абая
Биологический центр
Памятник Абаю
Стела в честь 250-летия Семипалатинска
Сквер памятников истории
Герб Семипалатинска
Дом губернатора
Часовня Николая Святителя
Музей полиграфии
Семипалатинская государственная медицинская академия

АРХИВ НОВОСТЕЙ

2010 г. октяб.-декабрь
2010 г. июль-сентябрь
2010 г. апрель-июнь
2010 г. январь-март
2009 г. октяб.-декабрь
2009 г. июль-сентябрь
2009 г. апрель-июнь
2009 г. январь-март
2008 г. октяб.-декабрь
2008 г. июнь-сентябрь
2008 г. январь-июнь
2007 г. июль-декабрь
2007 г. январь-июнь
2006 г. июль-декабрь
2006 г. январь-июнь
2005 г. июль-декабрь
2005 г. январь-июнь
2004 г. июль-декабрь
2004 г. январь-июнь
2003 г. июль - декабрь
2003 г январь-июнь
2002 г. май - декабрь
2002 г. январь-апрель
2001 г. июль - декабрь
2001 г. январь - июнь
2000 г. август - декабрь
2000 г. январь - июль
1999 г. август - декабрь

ПАРТНЕРЫ

© 1998-2009. ТОО "SemeyNet". Все права защищены.