Казахстан, г Семей (Семипалатинск), ул. Найманбаева, 110, каб. 220. Тел. (8-7222) 674-000 
 О компании  Услуги  Статистика  1С: Предприятие 7.7
 

Конечная остановка - Семипалатинск
Грозит ли подобная участь нашему городу?


Деление некогда единого государства на индивидуальные составные в свое время очень походило на поспешное хирургическое вмешательство политизированных медиков в живую плоть. Забыв обезболить операционное поле, лекари помахали скальпелем, всуе даже не заметив, что кое-где произошла нестыковка, рана кровоточит, а боль с годами становится острее.

Все эти медицинские словесные изыски образно соотносимы с железнодорожной веткой, связывающей областной центр Восточного Казахстана - Усть-Каменогорск - с остальной страной. Дело все в том, что десять лет назад, при воссоздании некогда условных границ, придания им статуса государственных, более 87 километров железнодорожных путей, являющихся собственностью Казахстана, остались за российским "бугром". До недавних пор этот нонсенс, учитывая особые отношения стран, худо-бедно существовал. Соседи с севера, полуприкрыв государево око, без особых проблем пропускали транзитные поезда, "забегавшие" по дороге из Казахстана в Казахстан на алтайские просторы, недопекая их особо таможенными досмотрами и пограничной суровостью. Идиллия нарушилась враз, в сентябре минувшего года, когда рухнувшие небоскребы в далекой Америке подвигли россиян на ужесточение всех норм и требований, связанных с безопасностью страны. Почти в одночасье, от ОАО,"Казахстан темiр жолы" потребовали наведения порядка при пассажирских перевозках, приравняв санитарное состояние казахстанских вагонов сродни узбекским, где свое, мягко говоря, представление о «чистоте, уюте и комфорте».

Но все это было цветочками по сравнению с пограничным и таможенным прессингом. - Дело дошло до того, - поделился переживаниями главный инженер Семипалатинского отдела перевозок ЗАО "Национальная компания "Казахстан тем!р жолы" Айтка-зы Махадиев, - что мы с большими затратами стали доставлять в наши подведомственные подразделения в Усть-Каменогорске технику, комплектующие, строительные материалы. Задержки составов в пути из-за искусственных препонов стали составлять 4-5 часов. Во что нам это обходится, несложно подсчитать. В сутки проходит пять составов. Один час простоя лишь локомотива тянет на 24 тысячи тенге.

Все эти неурядицы реанимировали принятый в 1996 году на правительственном уровне вопрос о строительстве новой железнодорожной ветки, связывающей станцию Чарск с областным центром. Ее предполагаемая протяженность-153 километра. Занимавшийся проектом институт ОАО "Казгипрожелдортранс" вынес и некоторое экономи!ческое обоснование этой идеи. Кроме ухода из-под гнета России, новая линия свяжет с большим миром месторождения золотосодержащих руд - "Бакырчик-ский ГОК", "Большевик", "Северное Костобе". Казахстанская сокровищница - Усть-Каменогорск - сможет с учетом растущей доли экспорта цветных металлов, полиметаллических, редкоземельных руд выйти на рынки Юго-Восточной Азии, Китая, Индии, Турции, снизив цены на природное добро за счет уменьшения транспортных издержек.

И все же в этих грядущих благих делах есть изрядная доля дегтя. Дело все в том, что будущее строительство железной дороги, на которое, кстати, уйдут сотни миллионов долларов, не лучшим образом скажется на Семипалатинске. Лишив нас в свое время статуса областного центра, теперь его собираются "ощипывать" как коммуникационный узел, связывающий Казахстан с миром. Ведь переадресовка поездов по объездной дороге обязательно аукнется на городе.

Изучая документы по данному вопросу, "споткнулся" и на упоминании ОАО "Экспресс", которое было создано еще в 1996 году об-ладминистрацией Восточно-Казахстанской области. Именно оно должно было специализироваться на строительстве новой линии, привлекать зарубежных и отечественных инвесторов, частных лиц к прокладке железнодорожного полотна. Более того, будущая дорога предполагала самостоятельную жизнь. Под эгидой ОАО "Экспресс" здесь планировалась "самодеятельная установка" тарифов при перевозке грузов и людей. Учитывая недавний скандал в железнодорожном ведомстве, несложно представить, к чему могли привести эти "свободные полеты".

Понимая, чем чреваты объездные пути вокруг Семипалатинска, некоторые специалисты, сопереживающие за судьбу города, предложили альтернативный вариант прокладки пути - от станции Аул до Жезкента, оттуда - в Шемонаиху. Однако, эксперты департамента железнодорожного транспорта это предложение "зарубили на корню", пояснив, что данный маршрут имеет существенный недостаток -сложность рельефа требует создания дополнительных дорогостоящих технических сооружений. Не очень это стыкуется с их же сетованиями, что ломаный профиль усть-каменогорской зоны чрезвычайно труден для прокладки полотна.

Строительство еще не началось, обоснованность его еще решается в высоких кабинетах правительства. Не пора ли уже сейчас, пока еще не ушел пресловутый поезд будущего, зазвонить в колокол беды, призадуматься, что нас ждет впереди - зеленый свет или тупик, именуемый Семипалатинском?

Леонид ТРОЦЕНКО
12 апреля 2002
Печатается с разрешения редакции.
При перепечатке материала, ссылка на газету "Наше дело" обязательна.



Архив новостей за 2002г. , 2003г. , 2003г.
23.12.2002 г.
23.12.2002 г.
20.12.2002 г.
06.12.2002 г.
05.12.2002 г.
05.12.2002 г.
05.12.2002 г.
05.12.2002 г.
05.12.2002 г.
29.11.2002 г.
29.11.2002 г.
29.11.2002 г.
29.11.2002 г.
22.11.2002 г.
22.11.2002 г.
22.11.2002 г.
22.11.2002 г.
22.11.2002 г.
22.11.2002 г.
22.11.2002 г.
22.11.2002 г.
15.11.2002 г.
15.11.2002 г.
15.11.2002 г.
15.11.2002 г.
08.11.2002 г.
04.11.2002 г.
01.11.2002 г.
25.10.2002 г.
25.10.2002 г.
25.10.2002 г.
18.10.2002 г.
18.10.2002 г.
11.10.2002 г.
11.10.2002 г.
11.10.2002 г.
07.10.2002 г.
07.10.2002 г.
07.10.2002 г.
07.10.2002 г.
07.10.2002 г.
04.10.2002 г.
03.10.2002 г.
27.09.2002 г.
27.09.2002 г.
27.09.2002 г.
27.09.2002 г.
13.09.2002 г.
06.09.2002 г.
30.08.2002 г.
30.08.2002 г.
16.08.2002 г.
16.08.2002 г.
12.07.2002 г.
06.07.2002 г.
06.07.2002 г.
05.07.2002 г.
30.06.2002 г.
30.06.2002 г.
30.06.2002 г.
24.06.2002 г.
24.06.2002 г.
21.06.2002 г.
21.06.2002 г.
15.06.2002 г.
14.06.2002 г.
14.06.2002 г.
12.06.2002 г.
12.06.2002 г.
08.06.2002 г.
08.06.2002 г.
08.06.2002 г.
08.06.2002 г.
02.06.2002 г.
02.06.2002 г.
01.06.2002 г.
01.06.2002 г.
24.05.2002 г.
21.05.2002 г.
21.05.2002 г.
21.05.2002 г.
21.05.2002 г.
20.05.2002 г.
18.05.2002 г.
18.05.2002 г.
18.05.2002 г.
18.05.2002 г.
18.05.2002 г.
16.05.2002 г.
14.05.2002 г.
09.05.2002 г.
09.05.2002 г.
04.05.2002 г.
04.05.2002 г.
04.05.2002 г.
01.05.2002 г.

 

ПОИСК

Пользовательского поиска

GOOGLE

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ

Литературно-мемориальный музей Ф. М. Достоевского
Mузей изобразительных искусств имени семьи Невзоровых
Дом-музей Абая
Историко-краеведческий музей
Воскресенский собор
Мечети
Ямышевские ворота
Подвесной мост через р. Иртыш
Дворец бракосочетаний
Дворец молодежи
Библиотека им. Абая
Биологический центр
Памятник Абаю
Стела в честь 250-летия Семипалатинска
Сквер памятников истории
Герб Семипалатинска
Дом губернатора
Часовня Николая Святителя
Музей полиграфии
Семипалатинская государственная медицинская академия

АРХИВ НОВОСТЕЙ

2010 г. октяб.-декабрь
2010 г. июль-сентябрь
2010 г. апрель-июнь
2010 г. январь-март
2009 г. октяб.-декабрь
2009 г. июль-сентябрь
2009 г. апрель-июнь
2009 г. январь-март
2008 г. октяб.-декабрь
2008 г. июнь-сентябрь
2008 г. январь-июнь
2007 г. июль-декабрь
2007 г. январь-июнь
2006 г. июль-декабрь
2006 г. январь-июнь
2005 г. июль-декабрь
2005 г. январь-июнь
2004 г. июль-декабрь
2004 г. январь-июнь
2003 г. июль - декабрь
2003 г январь-июнь
2002 г. май - декабрь
2002 г. январь-апрель
2001 г. июль - декабрь
2001 г. январь - июнь
2000 г. август - декабрь
2000 г. январь - июль
1999 г. август - декабрь

ПАРТНЕРЫ

© 1998-2009. ТОО "SemeyNet". Все права защищены.