Казахстан, г Семей (Семипалатинск), ул. Найманбаева, 110, каб. 220. Тел. (8-7222) 674-000 
 О компании  Услуги  Статистика  1С: Предприятие 7.7
 


Маленький мир большого Мастера

Число кукол в этой уникальной коллекции уже давно перевалило за тысячу. Миниатюрные, изящные, хрупкие, они поражают зрителя то своей пластикой, то выразительностью лица, то ювелирной техникой и виртуозностью исполнения, то педантичной продуманностью мельчайших деталей средневекового костюма, то схожестью с прототипами (в том случае, если кукла — портрет в миниатюре реального человека). ...Все эпохи, любые настроения и события, история и выдумка — все это воссоединяется в экспозиции, названной "Маленький мир". Но вопреки названию, именно здесь можно проникнуть во Вселенную Большого искусства, где живут дивные куклы, осененные талантом и любовью своего Творца — Ирины Верхградской.

А начиналось все с Людки

Да, именно так и было. Как-то в далекие послевоенные годы мама сшила маленькой Ирине тряпичную куклу (которая и до сих пор живет в коллекции Верхградской, и сегодня уже ее дети взирают на старенькую, но любимую мамой игрушку как на музейный зкспонат). А когда Ирине исполнилось десять лет, она оказалась в больнице, и, чтобы девочке было не так грустно, старшая сестра смастерила для нее из тряпочек и ваты куклу-крохотульку, которую так уютно было прижимать к себе Но мама, папа, братья и еще целый сонм родственников и друзей. Туn уж сестра взбунтовалась, и пришлось Ирине самой браться за ножницы и иголку, чтобытрнййчной крошке было не так одиноко.

Шли годы. Сверстницы уже вовсю были увлечены танцплощадками и первыми "взрослыми интересами", а наша героиня, таясь от всех, так и, не смогла расстаться со своим кукольным миром. Конечно, пятнадцатилетняя девушка уже не играла в "дочки-матери". Теперь это был процесс сотворения образных героев со своими неповторимыми характерами, а ее фантазия разыгрывала напряженные коллизии кукольных судеб.

Так, например, появилась профессорская семья. Он - почтенный седовласый ученый муж, который, одевшись в домашний халат, погрузился в дотошное изучение бесчисленных свитков, манускриптов и рукописей. А рядом и его супруга: молодая красивая фифа, разодетая в экстравагантные платья и норковую шубу. Для Ирины, прекрасно умеющей образно мыслить, в "мех норки" легко превращались кусочки бархата, из которых выкраивались роскошные туалеты для вздорной профессорской женушки. Была еще семья колхозника: рыжий крепкий мужичок, с задорной симпатией взирающий на свою "супружницу" - дородную бабу доярку, кокетливо принарядившуюся в шаль и красные серьги.

Немало их было, таких сюжетов, которые подсказывала жизнь, щедро демонстрирующая, хоть и стереотипные, но очень сочные характеры и сюжеты. И жить в этом мире, уменьшившемся до кукольных размеров, но хранящем в себе все подлинные человеческие эмоции, было необыкновенно интересно. Однако пора было подумать и о выборе профессии. Поступать на худграф (что, честно говоря, следовало бы) Ирина отказалась категорически. Вопервых, скромной норильской девушке, да к тому же дочери репрессированного, мало на что можно было рассчитывать в сфере искусства по сравнению с теми сверстниками, чьи родители имели, если не имя и талант, то хотя бы вес в обществе. А во-вторых, (и в главных, как говорит Верхградская) был принцип: не писать больших полотен - Ирину уже тогда угнетал масштаб. Ведь куклы, которые она шила и шьет, не выше пятнадцати сантиметров, и тут необходима почти ювелирная техника. А ее зарисовки всевозможных лиц (которые потом воплощаются в ее персонажах) располагаются в более чем тесном соседстве на небольших листах, почти переходя одно на другое. Так вот и случилось, что И. Верхградская, талантливая от природы художница, стала студенткой Московского института полиграфии и книжной торговли. Занятия куклами пришлось отложить.

Игрушки для "непутевой" мамы

В 1986 году Ирина Верхградская волею судеб оказалась в Семипалатинске. К этому времени в жизни ее произошло множество перемен. В прошлом остался не самый счастливый брак. С мужем, театральным режиссером и такой же яркой личностью, как и наша героиня, ужиться было нелегко. Сейчас Ирина Ивановна спокойно говорит об этом, как о чем-то само собой разумеющемся. Родилось двое детей - сын и дочь. А в промежутках между работой и домашними хлопотами - еще одно страстное увлечение: книги по истории костюма и причесок. Старенькая мама с недоумением вглядывалась в дочь: "И зачем тебе все это?" А Ирина восторженно замирала над каждой страницей.

Может быть, все бы и шло своим привычным чередом, если бы не отравленная химическим производством норильская экология. Верхградская решила уехать от ядовитого воздуха на чистый (!) степной простор... Семипалатинска. Грустная ирония судьбы бежать от экологических проблем в наш город. Но тогда Ирина Ивановна ничего не знала о полигоне. Какой-то знакомый утверждал, что в Семипалатинске есть "всего-навсего какой-то подземный завод".

А тут начались карточно-дефицитные перестроечные времена. И, среди прочего, остро встала проблема детских игрушек. Вот тут наша героиня вспомнила былое увлечение: как-то под Новый год, тайком, ночью, сшила своим детям Деда Мороза и Снегурочку, а затем решила сделать и несколько кукол для сюжетных игр. Так появились Пират, Айболит и маленькая семья из мамы с дочкой. Дети не только с восторгом играли в них, но и стали заказывать новые. Сыну, конечно же, хотелось водителя, а дочери (благодаря всеобщему увлечению индийскими фильмами) - индианку. А когда девочка попросила сшить Принцессу, мама с удовольствием ее сделала и.. .не отдала. Конечно, нынешние куклы выполнены гораздо виртуознее той Принцессы, но именно с нее началось уже то искусство, познакомиться с которым мы можем сегодня. Второй стала средневековая дама в пышном наряде (вот где сказалось и еще долго будет проявляться увлечение историей костюма). И тут уже дети, замирая, смотрели, как шьет мама. А их бабушка ворчала на "непутевую" взрослую дочь: сделала, мол, несколько, и хватит! Но остановиться было уже невозможно.

Первые успехи и ожоги от равнодушия

Особый стимул и вдохновение работе Верхградской придала другая талантливая семипалатинка, мастерица художественной росписи по шелку и стеклу - Ада Владимировна Обрядова, знакомство с которой состоялось благодаря книгам (Ирина Ивановна к этому времени работала в городском "Букинисте"). Именно Обрядова уговорила нашу героиню показать свои куклы на одной из встреч по интересам в музее Достоевского. В тот день там собралось пестрое общество: композитор, фотограф, художники, медики. Встреча открылась каким-то заунывным докладом, читаемым по бумажке. Не выдержав скуки, патологоанатом буквально взорвался: "Разве для этого мы собрались?" Сердце Ирины Ивановны так и замерло: как же тогда прореагируют собравшиеся на ее "детские забавы"? Но именно кукольные маркизы и фрейлины стали королями вечера, с которого Верхградская вернулась, повторяя про себя изумленный возглас все того же эмоционального патологоанатома: "Да Вам под силу сделать и Петровскую ассамблею!"...

А в 1995 году пришло и профессиональное признание. Работы Ирины Ивановны были выставлены в частной алматинской картинной галерее "Инкар". Маленькие герои большого искусства Верхградской получили самые восторженные отзывы. В небольшой выставочный зал битком набились люди. Три часа шла презентация выставки, где талантливую кукольницу буквально пытали вопросами не только знатоки и ценители прекрасного, но и владельцы галерей, тележурналисты и газетчики. Всеми было признано: представленные работы - это редчайшие произведения искусства.

Неопытной Верхрадской хоть бы визитки взять у тех, кто предлагал выставить ее работы, но тогда провинциальная наивность заставила поверить в сверхщедрые обещания директора, чья галерея "Инкар", завладев правом на показ, спустя некоторое время стала чуть ли не закрытым учреждением, куда изредка приходят только приглашенные гости. А Ирине Ивановне хочется, чтобы ее работы увидело как можно большее количество людей. Сколько их еще ее ждало - пустых обещаний! И отспесивых чиновников, на высоких приемах называющих Верхградскую лицом города, но теряющих свое лицо, как только речь заходит о реальной поддержке музея кукол; и от сановников, обещавших организовать выездные выставки; да и от жен властных особ, которые, стремясь соответствовать западным образцам, неуклюже пытались покровительствовать отечественной культуре. В общем, много чего было, Ирину Верхградскую сегодня (как, впрочем, и несколько лет назад) нередко называют потенциальной миллионершей. А она после закрытия "Букиниста" оставшаяся, по сути, без средств к существованию, не может себе позволить ни покупку дорогих тканей для нарядов своим персонажам, ни новых технологий, которые требуют дорогостоящих исходных материалов. Да и само размещение экспозиции музея в Экспоцентре "Рахат" смогло осуществиться только благодаря бескорыстной помощи его директора - Сергея Шабалина, который без всякой платы выделил куклам Верхградской небольшой зал на третьем этаже. Но подобный альтруизм недоступен, например, налоговой инспекции: за эксплуатацию этого помещения должна отчисляться Н-ная сумма, которая, вроде бы невелика, но ведь Ирине Ивановне приходится еще платить и за патент, ибо ее искусство с точки зрения парадоксального налогового катехизиса - предпринимательская деятельность. Да что там! Бывали времена, когда ее семья радовалась тому, что в доме есть хоть какая-то еда. С болью глядит Ирина Ивановна на подрастающих детей - что сможет она дать им, стоящим на пороге взрослой жизни?

Она держится, черпая силы в себе и близких. Но несколько месяцев назад не стало старенькой мамы, а боль ее ухода до сих пор заставляет ночами мысленно разговаривать с ней, просить прощения, что не успела отдать все то тепло, которое дети всегда опаздывают подарить родителям при их жизни...

Контакт? Где-то есть контакт!

Как-то я встретила Ирину Ивановну. В глазах ее не было не то что интереса к жизни, в них нельзя было разглядеть и самой жизни. Казалось, все складывалось как нельзя отчаяннее. А более всего тяготило тотальное равнодушие окружающих. Мир вокруг окончательно терял прочность и привлекательность. Но вскоре произошло событие, которое должно было бы все изменить в жизни нашей героини.

В одной из центральных казахстанских газет вышел небольшой материал о творчестве Верхградской, после которого в областной администрации раздался телефонный звонок: к приближающемуся Международному женскому дню необходимо представить семипалатинскую кукольницу на торжественном собрании в столице. Так Ирина Ивановна оказалась в числе пяти соотечественниц, удостоенных чести быть отмеченными главой государства страны 8 марта 2001 года. Три дня в пятизвездочном отеле, небольшой фильм о ней, продемонстрированный на торжестве, подарок Президенту (И. Верхградская лично вручила Н. Назарбаеву композицию с несколькими куклами "Наурыз") - все это быстро промелькнуло и осталось в прошлом. А в настоящем - письменно выраженная благодарность президента РК, в которой среди прочего сказано "Ваша деятельность не только яркий пример мужества и стойкости, но и достойный стимул для дальнейшего усиления роли казахстанских женщин в проведении реформ во всех сферах жизни общества". О мужестве и стойкости - это конечно, в самую точку. Ибо впереди опять оказалась перспектива играть в этой жизни только одну роль - стойкого оловянного солдатика. (Может, именно поэтому его нет среди обитателей "Маленького мира" Верхградской?)

Вскоре после знаменательного события вновь раздался звонок из аппарата Президента. На этот раз там интересовались просьбами и пожеланиями И. Верхградской. Кукольница попросила о том, чтобы ей хотя бы налоги снизили. А местное руководство пообещало "прикрепить" талантливого мастера к одному из городских культурных учреждений, определить заработную плату, сделать ремонт выставочного оборудования. В области обещали помочь с организацией выездных выставок. Удивится ли читатель, узнав, что ни одно из этих обещаний не выполнено до сих пор?

А летом нынешнего года автору статьи довелось присутствовать на одном из еженедельных аппаратных совещаний в горакимате. Г. Пинчук (заменявший тогда ушедшего в отпуск акима города) выудил из кучи бумаг какой-то листок, заметив: "Тут опять вопрос о Верхградской. Ну что уж мы, женщине зарплату не можем дать?" На что из рядов чиновников возник начальник одного из отделов горадминистрации Солтабаев, бодрым голосом произнесший: "Мы постоянно поддерживаем с ней контакт. Так что тут все в порядке". Что за контакт? Какое отношение он имеет к несуществующей зарплате? Но летнего и.о. акима такой "исчерпывающий" ответ устроил, и более на этом вопросе внимания заострять не стали. А Ирина Ивановна и до сих пор не знает, как и где осуществляется деловое соприкосновение, названное чиновником "контактом"...

Прорваться вопреки всему...

Необъятный человеческий мир сужен у Ирины Верхградской до небольшого (в пространственном измерении) объема. Но подобное уменьшение волшебным образом увеличивает и достоинства, и недостатки нашего, "большого", мира. События 11 сентября в Америке стали толчком для создания аллегории "Терроризм" - черный Некто о закрытым лицом и алым пламенем на плаще и ангел-хранитель с обгоревшими крыльями, в отчаянии облокотившийся на обломок стены, под которой погибла жизнь, так и не сохраненная им. Скоро мы сможем увидеть в коллекции символ таланта - хрупкого мальчика с большими натруженными руками. В ближайших планах - кукольный Декаданс. Вскоре обитателей музея кукол Верхградской ждет и новое пристанище -директор Экспоцентра "Рахат" выделяет под экспозицию -: там же на 3-м этаже новое помещение - более просторное и светлое. И новые, и давно живущие в "Маленьком мире" персонажи готовятся ; в конце зимы совершить путешествие в один из крупнейших городов 5 России (не будем прежде времени открывать тайну маршрута, дабы не сглазить удачной дороги), другие же обитатели коллекции, недавно вернувшиеся из почти годовой выставки в Томске, Новокузнецке, Северске, Анжеро-Судженске, будут отдыхать.

А их автор? Я уже не рискнула как когда-то при первом нашем разговоре спросить, счастливый ли Верхградская человек. Ее глаза все эти годы все также полощет тоска и боль. А наша нынешняя встреча завершилась грустным откровением; "Мне хватает унижений. Нередко, пытаясь спрятаться от неприятностей, я как Скарлет О' Хара (терпеть не могу эту хищницу!) повторяю себе: "Я подумаю об этом завтра", И очень устаю от всего и от всех. Очень хочу одиночества. Иногда хочется вообще уйти. Но я знаю, надо двигаться вперед. Прорваться вопреки всему"...

Милана ГУЗЕЕВА
Газета "Наше дело"
7 декабря 2001


Архив новостей за 2001г. , 2002г. , 2002г.
30.12.2001 г.
29.12.2001 г.
27.12.2001 г.
25.12.2001 г.
22.12.2001 г.
22.12.2001 г.
15.12.2001 г.
14.12.2001 г.
14.12.2001 г.
14.12.2001 г.
07.12.2001 г.
07.12.2001 г.
07.12.2001 г.
01.12.2001 г.
30.11.2001 г.
24.11.2001 г.
24.11.2001 г.
23.11.2001 г.
21.11.2001 г.
19.11.2001 г.
16.11.2001 г.
11.11.2001 г.
10.11.2001 г.
10.11.2001 г.
08.11.2001 г.
05.11.2001 г.
03.11.2001 г.
03.11.2001 г.
29.10.2001 г.
28.10.2001 г.
28.10.2001 г.
28.10.2001 г.
28.10.2001 г.
21.10.2001 г.
21.10.2001 г.
21.10.2001 г.
20.10.2001 г.
13.10.2001 г.
10.10.2001 г.
09.10.2001 г.
08.10.2001 г.
05.10.2001 г.
05.10.2001 г.
03.10.2001 г.
28.09.2001 г.
28.09.2001 г.
25.09.2001 г.
24.09.2001 г.
24.09.2001 г.
15.09.2001 г.
15.09.2001 г.
12.09.2001 г.
10.09.2001 г.
08.09.2001 г.
08.09.2001 г.
31.08.2001 г.
31.08.2001 г.
31.08.2001 г.
28.08.2001 г.
25.08.2001 г.
11.08.2001 г.
11.08.2001 г.
08.08.2001 г.
04.08.2001 г.
04.08.2001 г.
28.07.2001 г.
28.07.2001 г.
28.07.2001 г.
23.07.2001 г.
21.07.2001 г.
21.07.2001 г.
20.07.2001 г.
16.07.2001 г.
16.07.2001 г.
16.07.2001 г.
16.07.2001 г.
13.07.2001 г.
13.07.2001 г.
11.07.2001 г.
07.07.2001 г.
07.07.2001 г.
04.07.2001 г.
01.07.2001 г.

 

ПОИСК

Пользовательского поиска

GOOGLE

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ

Литературно-мемориальный музей Ф. М. Достоевского
Mузей изобразительных искусств имени семьи Невзоровых
Дом-музей Абая
Историко-краеведческий музей
Воскресенский собор
Мечети
Ямышевские ворота
Подвесной мост через р. Иртыш
Дворец бракосочетаний
Дворец молодежи
Библиотека им. Абая
Биологический центр
Памятник Абаю
Стела в честь 250-летия Семипалатинска
Сквер памятников истории
Герб Семипалатинска
Дом губернатора
Часовня Николая Святителя
Музей полиграфии
Семипалатинская государственная медицинская академия

АРХИВ НОВОСТЕЙ

2010 г. октяб.-декабрь
2010 г. июль-сентябрь
2010 г. апрель-июнь
2010 г. январь-март
2009 г. октяб.-декабрь
2009 г. июль-сентябрь
2009 г. апрель-июнь
2009 г. январь-март
2008 г. октяб.-декабрь
2008 г. июнь-сентябрь
2008 г. январь-июнь
2007 г. июль-декабрь
2007 г. январь-июнь
2006 г. июль-декабрь
2006 г. январь-июнь
2005 г. июль-декабрь
2005 г. январь-июнь
2004 г. июль-декабрь
2004 г. январь-июнь
2003 г. июль - декабрь
2003 г январь-июнь
2002 г. май - декабрь
2002 г. январь-апрель
2001 г. июль - декабрь
2001 г. январь - июнь
2000 г. август - декабрь
2000 г. январь - июль
1999 г. август - декабрь

ПАРТНЕРЫ

© 1998-2009. ТОО "SemeyNet". Все права защищены.