Казахстан, г Семей (Семипалатинск), ул. Найманбаева, 110, каб. 220. Тел. (8-7222) 674-000 
 О компании  Услуги  Статистика  1С: Предприятие 7.7
 

Шопан Карибаев: "... Время не Гамлета, а Полония"

Театр, как любой другой живой организм, проходит в своем развитии черные и белые полосы, взлеты и падения. Три года назад Семипалатинский областной музыкально-драматический театр им. Абая, чьей первой постановкой в 1934 году стала пьеса И. Джансугурова "Месть", к организации которого причастны А. Кашаубаев, М. Ауэзов, К. Сатпаев, переживал не лучшие времена. Пустой зал, непродуманный репертуар, тяжелые для восприятия постановки, упадок и апатия среди творческого коллектива... Но появился новый главреж - талантливый, энергичный, современный южанин Шопан КАРИБАЕВ - и все изменилось!

— Итак, родился, учился...

— Родился в с. Мерке Джамбульской области. Точно знал - хочу быть режиссером, но в год моего поступления набора не было. Поступил на актерский факультет Алма-Атинского театрального института, так как опытные режиссеры убедили, что необходимо пройти актерскую кухню. Диплом получил в 1984 году, был направлен в Джамбульский областной драматический театр им. Абая. Зайдя с чемоданчиком в руках в кабинет к режиссеру, вышел оттуда с текстом роли на 48 листах. Спектакль - завтра. Ничего страшного в этом нет. Все актеры высшей категории должны в экстремальных условиях готовиться к роли за 45 минут. Справился, в общем, четыре года актерствовал - "Сон в летнюю ночь", "Баян-сулу и Козы-Корпеш".

— А потом стали режиссером?

— Нет, директором! Представляете, 28 лет, опыта никакого, в финансах ничего не смыслю. Предшествовало этому довольно странное событие. Во время гастролей за кулисами появилась никому незнакомая женщина, подошла ко мне, взяла меня за руку и буквально ошарашила: "Твоя дочка слегка больна, ничего страшного. Ты станешь начальником, очень скоро получишь большую награду. Старайся не надевать красную и черную одежду, светлое тебе больше к лицу." И удалилась. Актеры  вокруг смеются, а я быстрей на сцену — мой выход. И что же? Вернувшись домой узнаю, что дочка пережила легкую простуду. Меня вызвали в управление культуры и назначили директором. А через две недели я уже был в Москве и получал Почетную грамоту комсомола.

— Не было соблазна так и остаться административным работником?

— Я тогда лучше понял суть работы директора, два года внедрял бригадный подряд, мы научились сами кормить себя. Многие актеры купили машины, дефицитные тогда "стенки". Известно, что почти во всех театрах отношения между режиссером и директором конфликтные. Вот и главреж, у которого я начинал работать, ушел из-за споров с директором незадолго до моего назначения. Мне всегда нравился его стиль (он учился в Ленинграде у самого Владимирова) — европейский, легкий, интересный. И вот, сижу я как-то в своем кресле, обдумываю финансовые дела театра, когда в дверях появляется этот режиссер: "Товарищ директор, к вам можно?" И ну меня ругать: "А я-то надеялся, что ты станешь режиссером! Немедленно уходи отсюда, еще год — и тебя трактором из этого кресла не вырвешь!"

— Какое счастье, что он был непреклонен и резок!

— Да! Я в тот же день написал заявление об увольнении, через некоторое время поступил на режиссуру, а в 1992 году уже получил направление в Гурьев. Должен был, между прочим, поехать в Семипалатинск (видимо, это моя судьба!), но что-то там наверху переиграли. В Гурьеве пришлось нелегко, актеры до этого сами распределяли роли, игнорировали режиссера. Но ничего, через полтора года мы получили гран-при на республиканском фестивале в Жезказгане, стали дипломантами международного - в Каире, побывали в Стамбуле.

— Как вам иностранные коллеги?

— Они вовсю экспериментируют! А для этого нужна соответствующая техника, не как у нас: "Айдос, залезь туда, потяни это!" Как с таким оснащением сотворить следующее: актер читает монолог "Времена года", а его одежда меняет цвет на соответствующий (зеленый, красный, желтый, белый), причем все идеально четко. Да что там, целые спектакли ставятся, где действующее лицо - свет.

Мне, чтобы адекватно смотреться, пришлось здорово подсократить Текст "Жаралы жолбарыс" (о Махамбете), ввести больше движения, взять с собой переводчицу на английский язык, подключить лучших композитора, художника. Балетмейстером, например, был Б. Аюханов. Надо признать, опера, балет, музыка развиты в нашей республике на международном уровне. А вот драматическое искусство немного хромает, нужно его поднимать. Поэтому и организуются ежегодные фестивали. В сентябре в Петропавловске пройдет уже девятый.

— Вы в Семипалатинске всего два года, а у нашего театра уже три победы: в Астане, Алматы, Караганде. Диплом от В. Метте по итогам Года поддержки культуры...

— За два года я поставил 14 спектаклей, теперь у нас в репертуаре есть и комедии, и сказки, и музыкальные спектакли, и драмы. Думаю, с кассовыми постановками все нормально. Однако со следующего, с 1968-го, сезона я хочу перейти к более сложным пьесам. Все-таки через два года нашему театру — 70 лет, и встретить юбилей нам нужно достойно: подготовить книгу, организовать ежегодный фестиваль театров ВКО (их у нас четыре!), провести у нас республиканский фестиваль, вывести вперед среднее поколение актеров, поднимать молодых. Меня сейчас тревожит проблема манкуртов — поколения, не помнящего прошлого. Гляжу вокруг и боюсь признаться: духовно не туда идем! Как казахи говорят, быть слепым не страшно, а вот духовно слепым - да! Театр должен, как и все, бить набат, тревожить зрителей. Иначе жить просто страшно! Мы обязательно поставим Шекспира, возможно, "Гамлета", но главным героем будет не рефлексйрующий принц датский, а хитрый и расчетливый. Полоний. Сейчас-его время!

— 29 апреля - премьера...

— Это поэтическая драма, основанная на "Реквиеме" М. Макатаева. Такая форма будет впервые применена на семипалатинской сцене. "Жан азасы" мне очень дорог, так как этот спектакль - мой режиссерский дебют, когда я еще работал в Джамбуле. Тогда моего в постановке было очень мало, больше текста автора, сейчас она более образна - в ней и балет, и театр масок. Сейчас время такое, прошла эпоха долгих монологов. Нужно так сказать несколько предложений, чтобы они достигли сердец зрителей.

— Говорят, актеры - как дети. Как вы справляетесь с этой ватагой озорных талантов?

— Я как та обезьяна из мультфильма, у которой детишки разбегались в разные стороны. К каждому нужен подход. Я стараюсь, чтобы функции режиссера не сводились к диктату светофора: стой, иди и т.д. Актер сам должен искать свой образ, перебирать варианты. Т. Сальвини, говорят, тысячу раз играл Отелло, и каждый раз это был шедевр, неповторимый и глубокий. В чем секрет? Каждый раз, собираясь в театр, артист надеялся, искренне верил в то, что, когда он попросит платок, Дездемона найдет его и ничего страшного не произойдет. И еще об этой роли: читал, что один германский актер держит 15-минутную паузу, пока душит Дездемону. И весь зал в напряжении не шелохнется!

— Кто и что помогает вам, поддерживает вас по жизни, в творчестве?

— Моя семья - жена Мадина (я у нее самый главный ребенок!) и дети: Арайилым (студентка СГУ), школьники Ак-Бота и Жаксылык, четырехлетняя Аида. Помогают мои идеи - хочу поставить "Белые облака Чингисхана" и пригласить Ч. Айтматова. Но самое главное, чтобы был театр, были актеры - в этом смысл моей жизни! Верю себе, чувствую, что смогу создать Театр.

Гостя принимала  
Айгуль БИДАНОВА  

Газета "Наше дело"  
27 апреля 2001 г.
 



Архив новостей за 2001г. , 2001г. , 2002г.
30.06.2001 г.
30.06.2001 г.
26.06.2001 г.
26.06.2001 г.
23.06.2001 г.
23.06.2001 г.
23.06.2001 г.
20.06.2001 г.
20.06.2001 г.
16.06.2001 г.
16.06.2001 г.
06.06.2001 г.
06.06.2001 г.
03.06.2001 г.
03.06.2001 г.
30.05.2001 г.
30.05.2001 г.
30.05.2001 г.
30.05.2001 г.
30.05.2001 г.
25.05.2001 г.
25.05.2001 г.
19.05.2001 г.
15.05.2001 г.
14.05.2001 г.
13.05.2001 г.
13.05.2001 г.
05.05.2001 г.
03.05.2001 г.
02.05.2001 г.
01.05.2001 г.
27.04.2001 г.
24.04.2001 г.
24.04.2001 г.
19.04.2001 г.
10.04.2001 г.
07.04.2001 г.
03.04.2001 г.
31.03.2001 г.
30.03.2001 г.
30.03.2001 г.
23.03.2001 г.
22.03.2001 г.
17.03.2001 г.
17.03.2001 г.
13.03.2001 г.
02.02.2001 г.
02.02.2001 г.
31.01.2001 г.
17.01.2001 г.
10.01.2001 г.
10.01.2001 г.
05.01.2001 г.
16.06.2001 г.
01.06.2001 г.
01.06.2001 г.

 

ПОИСК

Пользовательского поиска

GOOGLE

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ

Литературно-мемориальный музей Ф. М. Достоевского
Mузей изобразительных искусств имени семьи Невзоровых
Дом-музей Абая
Историко-краеведческий музей
Воскресенский собор
Мечети
Ямышевские ворота
Подвесной мост через р. Иртыш
Дворец бракосочетаний
Дворец молодежи
Библиотека им. Абая
Биологический центр
Памятник Абаю
Стела в честь 250-летия Семипалатинска
Сквер памятников истории
Герб Семипалатинска
Дом губернатора
Часовня Николая Святителя
Музей полиграфии
Семипалатинская государственная медицинская академия

АРХИВ НОВОСТЕЙ

2010 г. октяб.-декабрь
2010 г. июль-сентябрь
2010 г. апрель-июнь
2010 г. январь-март
2009 г. октяб.-декабрь
2009 г. июль-сентябрь
2009 г. апрель-июнь
2009 г. январь-март
2008 г. октяб.-декабрь
2008 г. июнь-сентябрь
2008 г. январь-июнь
2007 г. июль-декабрь
2007 г. январь-июнь
2006 г. июль-декабрь
2006 г. январь-июнь
2005 г. июль-декабрь
2005 г. январь-июнь
2004 г. июль-декабрь
2004 г. январь-июнь
2003 г. июль - декабрь
2003 г январь-июнь
2002 г. май - декабрь
2002 г. январь-апрель
2001 г. июль - декабрь
2001 г. январь - июнь
2000 г. август - декабрь
2000 г. январь - июль
1999 г. август - декабрь

ПАРТНЕРЫ

© 1998-2009. ТОО "SemeyNet". Все права защищены.