Казахстан, г Семей (Семипалатинск), ул. Найманбаева, 110, каб. 220. Тел. (8-7222) 674-000 
 О компании  Услуги  Статистика  1С: Предприятие 7.7
 

Леонид Титов: "Мы живем на карнавале масок"

Прошло то время, когда семипалатинцы спрашивали при упоминании о местном театре: "А что? Разве он работает?" Премьеры — да и рядовые спектакли — собирают залы, давая возможность не только продемонстрировать бомонду свои последние наряды, но и насладиться встречей с Искусством. Выбрав предлогом очередную премьеру — постановку пьесы Островского "Поздняя любовь" — "Наше дело" пригласило к себе в гости того, кто стоит за каждым жестом лицедеев, за каждым хлопком зрителей, за каждым движением занавеса — главного режиссера театра им. Ф.М. Достоевского.

— Чем примечателен спектакль, чья постановка — последняя премьера в этом театральном сезоне?

— Островский, назвав его "сценами из жизни захолустья", попытался отгородиться от нападок критиков (которых, кстати, деятели театра как только не называют: и трутнями, и клещами, и паразитами, что живут за счет их труда, — ведь легче всего прийти и раскритиковать!). Хотя сама пьеса получилась отнюдь Не "захолустная": в ней соблюден закон единства места, времени и действия, у нее очень грамотный, четкий сюжет. Даже сам драматург ставил ее выше, чем "Грозу"! Почему? Потому что в единицу сценического времени здесь происходит огромное количество сюжетных поворотов, событий, случаев и т.д. Сам Островский, обращаясь к занятому в постановке актеру, просил, чтобы "такие невероятные события игрались с абсолютной достоверностью".

Кстати, в написанной позже "Бесприданнице" линия женского характера Людмилы — самопожертвование, самоотдача — получит дальнейшее развитие в образе Ларисы Огудаловой. "Поздняя любовь" — пьеса сложная, если говорить современным языком, в ней очень много наворотов. Взять хотя бы гуляку, игрока Николая, который неожиданно переосмысливает свою жизнь, меняется в лучшую сторону. Вроде бы это и неправда, такого в жизни не бывает! На самом деле все зависит от актрисы, играющей роль Людмилы, которая должна доказать, показать, что любовь способна на удивительные чудеса.

— И кто же взялся за эту сверхзадачу?

— Три актрисы назначены на эту роль: Артюшова, Шевцова и Семененко. Я дал каждой возможность поработать над этой ролью, чтобы был выбор лучшего. Кто из них будет играть на премьере, не знает никто. Однако фабула пьесы— это не просто история любви Николая и Людмилы. Есть, прежде всего, дом Шабловых, хозяйке которого, очень интересной женщине, принадлежит фраза: "Ты хоть укради, а в дом принеси. Кто в дом несет, тот для дома и радетель!" Чувствуете актуальность? В пьесе много созвучного современности. Если же взять название — "Поздняя любовь", то в нем тоже заложен смысл: лучше полюбить поздно, чем никогда. Главное, чтобы любовь все-таки посетила наши души. Ведь нам в жизни так не хватает самопожертвования, надежды, доброты. Сейчас люди привыкли смотреть телевизионные сериалы и умиляться над той, далекой, красивой жизнью. А зачем?!! Ведь достаточно посмотреть на себя со стороны. Я уверен, что каждый может жить красиво. Деньги в кармане — это еще не красивая жизнь. Красота — в гармонии: с самим собой, с близкими.

— Пожалуй, добиться этого будет потруднее, чем набить карман деньгами...

— Да, в жизни абсолютная гармония встречается редко. Существует какая-то замкнутость. Масочность. Мы же живем как на карнавале среди масок: улыбчивая маска, строгая маска, деловая маска. А какую информацию маска может донести другой маске? Никакой. Нет разговора от сердца к сердцу. А любовь — она предполагает такой разговор. Вот и наша "Поздняя любовь" — пусть запоздалый, но искренний контакт сердец.

— Всегда ли премьера — окончательный результат поиска вашего (режиссерского) и актерского?

— Спектакль не рождается сразу Если он правильно собран, найдены сверхзадача, внутренняя линия внешнего поведения персонажей, то со временем постановка становится только интереснее, в ней появляются нюансы. Кроме того, спектакль — это не только актер на сцене, но и зритель в зале. Ведь зрительский зал своей энергетикой очень сильно корректирует спектакль: помогает вырасти или, к сожалению, бывает и такое, выводит из репертуара.

— Как вам с этой точки зрения эксперимент на Малой сцене с "Эмигрантами"?

— А кому нравится, когда его прилюдно раздевают? Когда дают возможность заглянуть в свою душу, чего он уже 150 лет не делал? И вообще боится туда посмотреть! Там много подвалов, лабиринтов, запертых на огромные амбарные замки. У Николая Эрдмана есть такая пьеса, "Самоубийца", герой которой однажды задумался: как он живет? И застрелился... Возможно, люди потому и не заглядывают в лабиринты своей души — из чувства самосохранения?

Я не ставлю перед собой цели добиться однозначной реакции зрителей. Главное, чтобы персонажи вошли в душу зрителей, а не просто в уши. И не для того, чтобы навести там порядок! А чтобы прочистить там шлюзы! Ведь если наш зритель еще не потерял великого дара сочувствия, сопереживания, то это небезнадежный человек и мы свою миссию выполнили! Я учить никого не собираюсь! Вопросы хотя бы задать: как мы живем? Как я, Леонид Титов, живу? И если я буду достаточно честен по отношению к самому себе, если в моих спектаклях есть исповедальность, то равнодушных в зрительном зале не будет. Конечно, человек не переродится в один день, но, по крайней мере, задумается, сдвинется с мертвой точки, откажется от своих привычек, от удобных жизненных позиций, взглядов, положений, стереотипов. Вероятно, с этого и начинается чеховское "выдавливать из себя по капле раба". А иначе... иначе все мы окажемся сродни опять-таки чеховскому "человеку в футляре". Смысл театра — вскрыть этот футляр! Я, как актер, как режиссер, должен сбросить его, показать всем: это не так страшно, друзья! Это только кажется, что, лишившись футляра, вы потеряете опору в жизни. Вы ее только приобретете!

— Наш театр назван именем Ф.М. Достоевского. Однако в репертуаре нет ни одной постановки по его произведениям...

— На то есть масса причин. Взять хотя бы количественный аспект — у нас в труппе много студентов. Сенько и Семененко поступили в Екатеринбургский театральный институт (чему мы рады — значит, наш выбор на их счет был правильным!), Артюшова и Шевцова заканчивают худграф. То есть во время сессий мы временно теряем четырех актеров. Кроме того, романы Достоевского населены отнюдь не 25-летними людьми. К слову сказать, я не считаю таким уж смертным грехом отсутствие в репертуаре произведений Федора Михайловича. Главное, мы должны держаться его линии: психологизм, правда, страсть, поиск и вечный карамазовский вопрос: "Есть Бог на свете или нет?" По-моему, нам это удается — к нам ходят. Потому что у нас театр живых человеческих страстей, ищущий дорогу к сердцу, к душе зрителя — через любовь, страсть, искренность, сомнения, мучения — так, как это делал Достоевский.

— Какая роль, как актеру, вам особенно запомнилась?

— Цезаря в "Антонии и Клеопатре", которую я так хорошо провалил. До сих пор воспоминания об этом посещают меня как страшный сон. После происшедшего нужно было не сломаться, побороть себя и доказать самому себе, что "Я могу". Вот такое тщеславие в актерской профессии приветствуется. Не умеешь играть на гитаре? Научись! Не умеешь делать сальто? Научись! Не умеешь ножи глотать? Научись! Помнится, мне досталась роль Мишки Земцова в "Жестоких играх" Арбузова, а мой герой на протяжении спектакля должен 8 песен исполнить. Вот и пришлось в течение месяца освоить семиструнную гитару, соседи по ночам милицию вызывали — человек-то я, мягко говоря, непоющий. К премьере я эти песни пел с закрытыми глазами. С этой точки зрения я — человек тщеславный, стремлюсь научиться тому, чего не умею. Благодаря этому и стал режиссером — захотел научиться делать постановочные спектакли. Впрочем, я просто не мог не стать режиссером, потому что вырос из актерских "штанишек".

— 27 марта — День театра — для вас праздник?

— Мы друг друга, конечно, поздравляем, радуемся, что есть такой день в календаре. Но ведь для меня каждый день — День театра: и вчера, и сегодня, и завтра. Хотя дело это тяжелое. Говорят, неблагодар ное... А о какой благодарности, собственно говоря, речь? Разве может
быть благодарность больше, чем слезы на глазах зрителей? Или хохот в зале, когда потолок взлетает от восторга? Или сияющие лица ребятишек? Когда они говорят между собой, значит, я сделал плохой спектакль. Люблю, когда они кричат, танцуют, вступают в диалог с персонажами. Редко когда люди ходят на работу с удовольствием. А я, мало того что занимаюсь любимым делом, так мне еще за это и деньги платят!

Гостя принимала  

Айгуль БИДАНОВА   

Газета "Наше дело"  

 



Архив новостей за 2001г. , 2001г. , 2002г.
30.06.2001 г.
30.06.2001 г.
26.06.2001 г.
26.06.2001 г.
23.06.2001 г.
23.06.2001 г.
23.06.2001 г.
20.06.2001 г.
20.06.2001 г.
16.06.2001 г.
16.06.2001 г.
06.06.2001 г.
06.06.2001 г.
03.06.2001 г.
03.06.2001 г.
30.05.2001 г.
30.05.2001 г.
30.05.2001 г.
30.05.2001 г.
30.05.2001 г.
25.05.2001 г.
25.05.2001 г.
19.05.2001 г.
15.05.2001 г.
14.05.2001 г.
13.05.2001 г.
13.05.2001 г.
05.05.2001 г.
03.05.2001 г.
02.05.2001 г.
01.05.2001 г.
27.04.2001 г.
24.04.2001 г.
24.04.2001 г.
19.04.2001 г.
10.04.2001 г.
07.04.2001 г.
03.04.2001 г.
31.03.2001 г.
30.03.2001 г.
30.03.2001 г.
23.03.2001 г.
22.03.2001 г.
17.03.2001 г.
17.03.2001 г.
13.03.2001 г.
02.02.2001 г.
02.02.2001 г.
31.01.2001 г.
17.01.2001 г.
10.01.2001 г.
10.01.2001 г.
05.01.2001 г.
16.06.2001 г.
01.06.2001 г.
01.06.2001 г.

 

ПОИСК

Пользовательского поиска

GOOGLE

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ

Литературно-мемориальный музей Ф. М. Достоевского
Mузей изобразительных искусств имени семьи Невзоровых
Дом-музей Абая
Историко-краеведческий музей
Воскресенский собор
Мечети
Ямышевские ворота
Подвесной мост через р. Иртыш
Дворец бракосочетаний
Дворец молодежи
Библиотека им. Абая
Биологический центр
Памятник Абаю
Стела в честь 250-летия Семипалатинска
Сквер памятников истории
Герб Семипалатинска
Дом губернатора
Часовня Николая Святителя
Музей полиграфии
Семипалатинская государственная медицинская академия

АРХИВ НОВОСТЕЙ

2010 г. октяб.-декабрь
2010 г. июль-сентябрь
2010 г. апрель-июнь
2010 г. январь-март
2009 г. октяб.-декабрь
2009 г. июль-сентябрь
2009 г. апрель-июнь
2009 г. январь-март
2008 г. октяб.-декабрь
2008 г. июнь-сентябрь
2008 г. январь-июнь
2007 г. июль-декабрь
2007 г. январь-июнь
2006 г. июль-декабрь
2006 г. январь-июнь
2005 г. июль-декабрь
2005 г. январь-июнь
2004 г. июль-декабрь
2004 г. январь-июнь
2003 г. июль - декабрь
2003 г январь-июнь
2002 г. май - декабрь
2002 г. январь-апрель
2001 г. июль - декабрь
2001 г. январь - июнь
2000 г. август - декабрь
2000 г. январь - июль
1999 г. август - декабрь

ПАРТНЕРЫ

© 1998-2009. ТОО "SemeyNet". Все права защищены.