Казахстан, г Семей (Семипалатинск), ул. Найманбаева, 110, каб. 220. Тел. (8-7222) 674-000 
 

 
Когда в конфликте разум и инстинкт...

Эпизод спектакля.В театральной жизни Семипалатинска произошло событие, значение которого плохо поддается описанию словами. Чтобы понять, о чем идет речь, надо было, хотя бы на минутку, окунуться в атмосферу спектакля С. Мрожека "Эмигранты", премьера которого знаменовала собой открытие малой сцены русского драматического театра им. Ф. М. Достоевского.

Похоже, семипалатинские театралы -- благодаря новаторским исканием русского драмтеатра, -- наконец-то открыли для себя горьковато-терпкий "привкус" творчества Славомира Мрожека, чьи сатирические пьесы - "Полицейские", "Индюк", "Стриптиз", "Смерть поручика", "Танго" и многие другие одноактные вещицы - в середине 70-х имели солидную популярность во многих польских и западно-европейских театрах. Неся в себе гигантский заряд разрушительных эмоций, произведения Мрожека, конструируя гротескные, абсурдные ситуации, обнажали общественные язвы, критиковали механизмы стереотипного мышления, высмеивали снобизм и мещанское приспособленчество. Можно смело утверждать, что, создавая многомерные символические образы-обобщения, скрупулезно "ковыряясь" в деталях, анализируя поведение героев внутри неординарной ситуации, польский писатель незаметно вызывал тем самым подлинное отвращение к происходящему на сцене... "Да чтобы я так, же как они, да никогда никоим образом, да ни за что на свете..." и т. д. и т. п.

... Подобные чувства пережили семипалатинцы, просмотрев пьесу вышеназванного автора "Эмигранты". Рваные носки героя, ящики из под бутылок вместо нормальной кровати, собачьи консервы на обед, непристойные жесты, странные путаные речи и уродливые мечты - эта "пограничная" жизнь "под лестницей", на обочине цивилизации, в которой герои вынуждены делают свой выбор, вызывает полное неприятие. Одна зрительница после спектакля так и сказала, что испытала острое желание поскорее вымыться от грязи, что налипла на душу. Другая во время просмотра все вздыхала: "Господи, господи! И никто-то нигде нас не ждет, и никому-то мы не нужны"... - при этом она почему-то решила, что действие происходит в Израиле. Третьей все казалось, что вот-вот малая сцена заполыхает огнем, и все приглядывалась, в какую же сторону бежать. Четвертая, крепко зажмурив глаза, боялась их открыть - вдруг герой будет в петле болтаться...

Одним словом, как выразился во вступительном слове главный режиссер театра (он же —  великолепный исполнитель роли мистера Икс) Леонид Титов, в пьесе "никакого сюжета нет и пересказать ее абсолютно невозможно. Действие происходит в абстрактной стране с абстрактными героями, у которых нет даже имен. Просто АА.. И просто мистер Икс-Икс. И никаких ассоциаций! Искать аналогии нелепо. К пьесе нельзя подходить с какими-то мерками. Человеческая боль не измеряется штангенциркулем"...

Но отчего пьеса каждого за живое задела? Эдак скребнула по нерву и заставила кроликом подопытным ее трепыхаться. Не секрет -- многие из нас, подобно чеховским сестрам, живут с тайным мотивом в душе: уехать бы куда-нибудь подальше от проблем, ну, куда глаза гладят. В Москву или Израиль. А можно к финнам или в Канаду. На худой конец, и Лиссабон подойдет (обалдеешь по уши, когда узнаешь, что в Лиссабоне мусорщик получает полторы тысячи долларов в месяц). Но оказывается, никакие деньги не принесут тебе счастья, никакая страна не подарит тебе покоя, ибо везде ты остаешься рабом своих привычек, сложившейся модели поведения, стереотипа мышления. Оттого, наверно, в Германии советских немцев кличут "русскими", а в России русских переселенцев зовут именем страны, откуда они приехали...

Однако все эти "первородные" ощущения только поверхностны, продолжает рассуждать главреж Л. Титов: "Эмиграция не рассматривается в пьесе в плане переезда субъекта из одного государства в другое. Эмиграция, дорогие друзья, может быть у вас дома, в вашей собственной семье, в собственной стране, наконец, в собственной душе вы можете быть эмигрантом. Потому что душа и тело, разум и инстинкт - основополагающие "составные" человека никогда не понимают друг друга. Они всегда в конфликте между собой" ... Вот такой пьесой "побаловали" зрителя в драмтеатре, открыв малую сцену. Два часа великолепной актерской игры и духовного стриптиза. Совсем как во МХАТе.

 

Надежда РУБЛЕВА  

Статья напечатана в газете "Голос народа" в номере за 22 марта 2001 г.  
Публикуется с разрешения автора.  

 


 

ПОИСК

Пользовательского поиска

GOOGLE

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ

Литературно-мемориальный музей Ф. М. Достоевского
Mузей изобразительных искусств имени семьи Невзоровых
Дом-музей Абая
Историко-краеведческий музей
Воскресенский собор
Мечети
Ямышевские ворота
Подвесной мост через р. Иртыш
Дворец бракосочетаний
Дворец молодежи
Библиотека им. Абая
Биологический центр
Памятник Абаю
Стела в честь 250-летия Семипалатинска
Сквер памятников истории
Герб Семипалатинска
Дом губернатора
Часовня Николая Святителя
Музей полиграфии
Семипалатинская государственная медицинская академия

АРХИВ НОВОСТЕЙ

2010 г. октяб.-декабрь
2010 г. июль-сентябрь
2010 г. апрель-июнь
2010 г. январь-март
2009 г. октяб.-декабрь
2009 г. июль-сентябрь
2009 г. апрель-июнь
2009 г. январь-март
2008 г. октяб.-декабрь
2008 г. июнь-сентябрь
2008 г. январь-июнь
2007 г. июль-декабрь
2007 г. январь-июнь
2006 г. июль-декабрь
2006 г. январь-июнь
2005 г. июль-декабрь
2005 г. январь-июнь
2004 г. июль-декабрь
2004 г. январь-июнь
2003 г. июль - декабрь
2003 г январь-июнь
2002 г. май - декабрь
2002 г. январь-апрель
2001 г. июль - декабрь
2001 г. январь - июнь
2000 г. август - декабрь
2000 г. январь - июль
1999 г. август - декабрь

ПАРТНЕРЫ

© 1998-2009. ТОО "SemeyNet". Все права защищены.