Казахстан, г Семей (Семипалатинск), ул. Найманбаева, 110, каб. 220. Тел. (8-7222) 674-000 
 

 
Кому нужно мнение народа?

Павлодар, май 1999 г. - состоялись первые публичные слушания по поправкам к городскому бюджету. Актау, ноябрь 1999 г. - на открытое обсуждение жителей был вынесен проект бюджета города. Атырау, март 2000 г. - прошли публичные слушания по увеличению тарифов на воду. Во всех трех акциях приняли реальное и деятельное участие сотни жителей этих городов.

Семипалатинск, 2001 г. На публичные слушания по новым тарифам на воду могли попасть только приглашенные, многие из которых проявить свой интерес не спешили. В зале едва набрался десяток слушателей. А к обсуждению последних поправок к городскому бюджету не только не допустили простых людей, но даже депутаты гормаслихата были вынуждены согласиться с уже готовым вариантом бюджета нашего города, который был утвержден на областном уровне. По сути, от народных избранников требовалось лишь механическое согласие. Что, кстати, вызвало с их стороны гневное возмущение. Мнение же простых людей и вовсе не было взято в расчет. Именно поэтому, например, так остры были повсеместные споры вокруг 50 миллионов, выделяемых городом на строительство монумента жертвам ядерных испытаний. В итоге торжественное событие обросло нелицеприятными пересудами. В общем, у нас народ и поныне допускается к обсуждению насущных городских проблем только на своих кухнях...

Для начала, наверное, стоит рассказать, что такое публичные слушания и для чего они нужны, поскольку семипалатинцы пока не были осчастливлены подобными демократическими "изысками" (слушания, организованные по поводу повышения тарифов на воду, "публичными" все же назвать трудновато). Главная цель подобных мероприятий - обеспечение открытости и прозрачности работы городской администрации или услуго-дателей и привлечение населения к изучению формирования тарифов или бюджета. Ведь, что скрывать, очень многие не знают или смутно представляют себе, что такое городская казна и какие трудности возникают при определении приоритетов направления бюджетных средств. Это не дебаты и не перетягивание одеяла на себя, а выслушивание мнения, предложений и проблем рядовых граждан.

За пару месяцев до принятия столь важных для жизни каждого горожанина финансовых вопросов начинается предварительная информационная работа. В максимально доступной форме рассказывается, на что и почему планируется расходовать ту или иную сумму, почему приходится повышать цены на услуги. Издаются буклеты и плакаты, распространяемые среди населения, привлекаются все средства массовой информации. Назначается дата, и каждый (!) житель города имеет право прийти и принять участие в обсуждении.

Почему подобного не было у нас? Почему горожане были поставлены уже перед фактом повышения цен на воду, а более подробные комментарии были возложены на рядовых сотрудников горводоканала, собирающих дополнительную плату за подорожавшую воду? Почему простые семипалатинцы были полностью устранены от обсуждения бюджетных трат, ведь распределялись-то их деньги, внесенные каждым горожанином в виде налогов? Понятно, что для представителей исполнительной и представительной власти проведение публичных слушаний требует определенных усилий. Объяснимы и опасения по поводу эмоционального накала горожан, принимающих участие в подобных акциях. Но в Казахстане уже есть удачный опыт проведения публичных слушаний, который убеждает в обратном и доказывает, что все старания окупаются изменением отношения народа к власти. К примеру, начальник финансового департамента Мангыста-уской области С. Шаметова уже после завершения публичных слушаний в Атырау прокомментировала ситуацию так: "Скажу откровенно, мы волновались, что на слушания придут пенсионеры и начнут требовать свое, потому что пенсии уже не выплачивались три месяца. Предваряя их вопросы, заместитель акима области дал разъяснения, что пенсии - это республиканский бюджет. Пенсионеры, действительно, выступали, но не в озлобленной форме... Публичные слушания - это возможность не только научить население считать деньги городских доходов и расходов, но также и возможность для должностных лиц поучиться и улучшить методы работы с населением".

И наконец, добавим, что благодаря публичным слушаниям люди начинают понимать, как на самом деле непрост механизм распределения денег; начинают верить, что их мнение важно, что они могут быть услышаны, что по их замечаниям будет проводиться работа, что будут даны вразумительные ответы на интересующие всех вопросы. В результате снижается и процент недоверия простых людей к власти. К чему мы об этом заговорили? Грядет осень. Близится принятие бюджета на будущий год. Отразятся ли в его проекте реальные интересы горожан или надежды увянут вместе с опавшей листвой?...

Алла БЕЛЯКИНА,
Газета "Наше Дело"
30 августа 2001

 

ПОИСК

Пользовательского поиска

GOOGLE

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ

Литературно-мемориальный музей Ф. М. Достоевского
Mузей изобразительных искусств имени семьи Невзоровых
Дом-музей Абая
Историко-краеведческий музей
Воскресенский собор
Мечети
Ямышевские ворота
Подвесной мост через р. Иртыш
Дворец бракосочетаний
Дворец молодежи
Библиотека им. Абая
Биологический центр
Памятник Абаю
Стела в честь 250-летия Семипалатинска
Сквер памятников истории
Герб Семипалатинска
Дом губернатора
Часовня Николая Святителя
Музей полиграфии
Семипалатинская государственная медицинская академия

АРХИВ НОВОСТЕЙ

2010 г. октяб.-декабрь
2010 г. июль-сентябрь
2010 г. апрель-июнь
2010 г. январь-март
2009 г. октяб.-декабрь
2009 г. июль-сентябрь
2009 г. апрель-июнь
2009 г. январь-март
2008 г. октяб.-декабрь
2008 г. июнь-сентябрь
2008 г. январь-июнь
2007 г. июль-декабрь
2007 г. январь-июнь
2006 г. июль-декабрь
2006 г. январь-июнь
2005 г. июль-декабрь
2005 г. январь-июнь
2004 г. июль-декабрь
2004 г. январь-июнь
2003 г. июль - декабрь
2003 г январь-июнь
2002 г. май - декабрь
2002 г. январь-апрель
2001 г. июль - декабрь
2001 г. январь - июнь
2000 г. август - декабрь
2000 г. январь - июль
1999 г. август - декабрь

ПАРТНЕРЫ

© 1998-2009. ТОО "SemeyNet". Все права защищены.